Итоги конкурса и особняк на Ордынке

Aug 31, 2013 12:20

Как я уже писала, первый тур нового сезона конкурсов успешно завершился за полчаса до истечения "основного времени". Победительницей стала Нина aywen, с чем я ее искренне поздравляю. Это уже вторая ее победа.
Правильный ответ: Большая Ордынка, д.39 и 41, храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье и особняк Морозовых - Киреевских - Карповых. Фото было сделано в 1909 году, и оба дома, которые на нем запечатлены неплохо сохранились. Под катом мой подробный рассказ о них, причем история особняка на мой вкус интереснее, чем история храма.



Храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье был построен на месте ранее стоявшей здесь церкви в 1791-1802 на средства купца И. И. Савина в стиле классицизма. В советское время здесь находился клуб автомобильного завода ВАРЗ и галерея современного искусства. Храмы в ампирном стиле разрушали в Москве не столь часто, как прочие: Сталину поздний французский классицизм, то есть наполеоновский ампир, импонировал, известна его фраза: «я думаю, рабочему классу будет ближе всего искусство революционного классицизма». Однако колокольня не уцелела и была восстановлена в 90-е годы XX века.



Дом 41 по Большой Ордынке построен в 1821 году. В 1875 году его приобрел на имя своей жены Тимофей Савич Морозов, купец 1-й гильдии, владелец текстильного «Товарищества Саввы Морозова сын и Ко», дядя Ивана Абрамовича Морозова, благодаря которому (а также И.С.Щукину) Пушкинский музей обладает сейчас одной из лучших коллекцией импрессионистов в мире. Сын С.Т.Морозова Сергей также был известным меценатом и покровителем художников, он познакомил своих отца и мать с Исааком Левитаном и Валентином Серовым. Последним были написаны портреты Тимофея Савича и его жены Марии Федоровны, которые висели в гостиной дома на Ордынке.
В особняке жила дочь Т.С.Морозова Анна, в замужестве Карпова. В конце XIX века особняком владел уже внук Т.С.Морозова Федор Карпов. Его жена (тоже в девичестве Морозова) заказала в конце 1900-х годов перестройку дома модным тогда архитекторам - неоклассицисту Ивану Кузнецову и Федору Шехтелю. Кузнецову принадлежит внешняя отделка здания, своего рода римейк классицизма XIX века, а Шехтель спроектировал внутренние интерьеры, в частности, столовую - с модерновым лепным фризом из корзин цветов, масками мавров и сатиров, попугаями, обезьянами и химерами, а также с витиеватым камином с лепным фризом из цветов, корзинок и химер. В столовой находился камин, для которого скульптор Сергей Коненков исполнил деревянное панно «Пиршество» (сейчас находится в Третьяковской галерее). Остальные детали интерьера после революции были уничтожены, это большая потеря, учитывая, что Шехтель делал рисунки и эскизы абсолютно для всего, включая дверные ручки и шпингалеты.



После революции адресу Ордынка, 41 размещался народный суд, затем - разные другие организации, пока, наконец, в 1993 году здание не приватизировал крупный предприниматель Вячеслав Кантор (сейчас он, кстати, Президент Европейского еврейского конгресса). Главное управление охраны памятников Москвы поставило условием получения в собственность исторического дома его научную реставрацию с восстановлением интерьеров. Были привлечены лучшие исследователи и искусствоведы, на реставрацию потрачено огромное количество денег. Сделали гипсовую копию панно с камина Коненкова, выкупили у частных коллекционеров Серовский портрет Морозова. Он повешен в точности на то место, где он находился при последней Морозовой. Отреставрированы по старым фотографиям, проектам и "Книгам по ремонту дома на Ордынке г. Карповых", полы, стены, лепнина, лестница, окна, печи.
В здании разместились различные организации, к которым имел отношение г-н Кантор, в частности, Национальный институт корпоративной реформы (который до сих пор там числится). Спонсировало все это богатство ОАО Акрон (производитель минеральных удобрений), владельцем которого также был Кантор.
Г-н Кантор - ценитель искусства самых разных направлений, поэтому во дворе особняка в 2000 г. появилась скульптура "Возрождение" работы Эрнста Неизвестного. Монумент изображает Михаила Архангела, возносящегося в небо. По Библейской легенде, именно этот небесный воин отвел меч Авраама, когда старец уже хотел принести в жертву своего сына, Исаака. Возможно, изображен этот момент, а возможно, и другой - когда Архангел огненным мечом защищал древо познания от Адама и Евы. Изображение Михаила не случайно - он считается не только предводителем воинства небесного, но и покровителем земледелия (спонсор памятника производит удобрения). Само название «Возрождение» имеет несколько значений - это и возрождение русской культуры в лице особняка Морозовых, и надежды на возрождение сельского хозяйства в России. Камень для монумента взят со святой земли, из Иерусалима.



Вот такая любопытная история. Использованы материалы статьи в журнале Итоги, по ссылке есть любопытные фотографии (картины и фото семьи Морозовых, интерьеры особняка)

Еще раз поздравляю победителя, будет интересный перепост из ее блога.
Как вы думаете, стоит и дальше делать вот такие ретро-загадки?

Третьяковская, храм, конкурс, сюжет, интересный дом

Previous post Next post
Up