Про этот музей расскажу подробно, несмотря на неоднозначность (мягко говоря) его тематики. Почему?
Во-первых, потому что тематика новой хронологии мне интересна, при том, что я совершенно не являюсь поклонником идей Анатолия Фоменко (в соавторстве с Носовским или без него). Но когда-то (лет 20 назад) читала Фоменко, и мне импонировала его позиция критического отношения к истории и неприятия идеологических догм, плюс дилетанту казались интересными и убедительными астрономические выкладки. Это не значит, что я готова была признать историю в варианте Фоменко, но читать было интересно и увлекательно, писал он неплохо. Сама личность Фоменко - математика и художника - вызывала уважение.
(Оффтоп, но важный в данном контексте. Еще до Фоменко я читала книгу Олжаса Сулейменова "Аз и Я", и вариант истории, выстроенный Сулейменовым, в отличие от Фоменковского, показался весьма убедительным и существенно поколебал доверие к официальному варианту истории и к тому, как он создается. Знакомство с этой работой и определило интерес к Фоменко).
Во-вторых, потому что безотносительно Фоменко, музей очень хорошо сделан. Хотя у меня большие сомнения, можно ли считать музеем мультимедийную экспозицию без настоящих экспонатов (о единственном исключении скажу). Информативно, доходчиво, красиво, уместная мультимедийность. Часть мультимедийных экспонатов запускаешь кнопкой, а еще дают персональный прибор, с которым ходишь и с которого включаешь аудиозаписи - разъяснения: что хочешь - слушаешь, что неинтересно - пропускаешь. Еще там есть "дополненная реальность", но чем там фишка, я не поняла, показалось - просто кино. Предупредительные смотрители залов, которые помогают всей этой техникой пользоваться. В общем, специалистам музейного дела есть, чему поучиться.
Наконец, весьма специфично испытанное мной состояние "едущей крыши". Я честно пыталась постичь концепцию истории имени Фоменко, и уже в первой половине экспозиции этого состояния достигла. Если пытаться (хотя бы в рамках посещения музея) воспринимать новую хронологию всерьез, то все, что ты знаешь, встает с ног на голову. Это любопытно и забавно, хотя довольно утомительно.
Надо сказать, что за те 20 лет, что я не интересовалась теорией Фоменко, она сильно изменилась. Так, Иисус Христос - уже не Папа Римский Гильдебранд, а... не буду забегать вперед. Иерусалим переехал из Италии в Турцию, а сама официальная хронология из ошибки историков превратилось в злонамеренную фальсификацию, цель которой - сокрытие истиной роли в истории Руси - России. В общем, отдает паранойей...
Музей открылся в начале 2020 года (думаю, по причине открытия перед самым ковидом о нем мало кто знает) в старинном особняке, в центре города, на набережной Волги. Это частный музей, созданный на спонсорские деньги. Почему в Ярославле? Так решили спонсоры.
Я попытаюсь с помощью экспозиции музея рассказать вам о новой хронологии, как я ее поняла. Не уверена, что она заслуживает подробного рассказа, но мне было интересно, возможно и вам тоже будет. На всякий случай уточню: я абсолютно не верю в новую хронологию, более того, в результате посещения музея мое отношение к ней ухудшилось (все-таки вариант 20-летней давности был несколько правдоподобней)
2.Итак, по версии Фоменко - Носовского, доисторические времена завершились, а история началась около 10 века нашей эры в Древнем Египте, столицей которого была Александрия. Это была так называемая Первая империя.
3.Без комментариев
4.
5.Вторая империя возникла довольно скоро, ее столицей был город на берегу Босфора, который Фоменко называет Ерос (в Википедии он Йерос). Он же Иерусалим, он же Троя, он же Царьград, то бишь Византия. Ну как, крыша поехала? То ли еще будет...
6.В "обычной" истории средневековой Византией правила династия Комнинов. Один из них, Исаак Комнин (внимание, следите за руками!), он же библейский Иосиф женился на Галичской княжне, она же Богородица Мария. В качестве предсвадебного испытания он победил медведя, который в других вариантах легенды превратился в Змея. То есть, он же еще и Ярослав Мудрый, и Святой Георгий. И происходило все это конечно в Ярославле (ну не зря же здесь музей).
7.До кучи он же египетский Гор и греко-римский Марс-Арес
8.Вот он. Никого не напоминает?
9. А Христос, согласно новой хронологии родился в Крыму, в Фиоленте. Там и пещера есть подходящая. Его звали Андроник I Комнин, в "обычной" истории - Византийский император с довольно бурной биографией (1118-1185).
10.Таблица совпадений в жизни Христа и Андроника.
11.
12.Обратимся к дальнейшему ходу русской истории. Да-да, Орда - это русское войско, и ее вожди - русский князья. Иван Калита - это Батый, а его старший брат - Чингисхан.
13.И вообще вот вам границыТретьей империи со столицей во Владимире. Правда в соседних залах столицей был Ярославль, и как решается это противоречие в новой хронологии, я разобраться не успела.
14.Без комментариев
15.Ну а потом началась Реформация, которая по сути была восстанием против Русской империи (не путать с Российской). Религиозный центр переместился сначала в Консантинополь, потом в Рим. А в смутное время была захвачена Москва, и на этом фактически закончилась альтернативная история (хотя ее отголоски доносились и из XVIII века). И началась фальсификация хронологии, цель которой - вымарывание роли России в истории.
Уфф... кажется, все.
16.Еще один очень интересный пласт музея - картины самого Фоменко: как меня уверили смотрительницы - подлинники. Он довольно интересный художник; по своей математической специальности он в числе прочего - специалист по топологии; в моем представлении (простите за дилетантизм), эта дисциплина занимается разными необычными поверхностями. Картины Фоменко в каком-то смысле "математичны" и тем интересны.
Кстати, готовя пост, узнала, что он был художником мультфильма "Перевал" (1988) и посмотрела его. Любителям необычного настоятельно рекомендую. Вспоминала "Солярис" и "Космическую Одиссею, 2001" (не уверена, что Перевал стоит с ними в одном ряду, но по меньшей мере очень любопытно).
17.
18.
19.
Напоминаю: вход в музей 800р., льготный - 500. Заслуживает ли он ваших денег и времени - решать вам.