Из всех регионов, которые я проехала с
экспедицией Юг-Север, самой неожиданной оказалась Волгоградская область. И одна из неожиданностей - культурное и этническое разнообразие. Начав день в
"казачьем" Урюпинске, мы продолжили его в немецком поселке на окраине Волгограда, а завершили - в татарском селе, где находится самая старая мечеть на нижней Волге. А еще где-то поблизости есть буддийская ступа, но до нее мы не добрались. Поэтому рассказываю про немецкие и татарские следы на Волгоградчине.
На окраине Волгограда среди панельных многоэтажных домов неожиданно возникают аккуратные старые постройки. Это бывшая немецкая колония Сарепта, которую основали члены религиозного братства гернгутеров. По приглашению Екатерины II они основали свою колонию в 1765 году, чтобы проповедовать евангелие среди калмыков и обращать их в христианство. От императрицы они получили льготы и привилегии и начали строить по-немецки упорядоченную цивилизованную жизнь среди калмыцких степей. Причем уклад этой жизни был весьма специфичным: мне его хочется назвать "религиозный коммунизм". К примеру, общежития для холостых колонистов, потом свадьба с мужем или женой, выбранной "по жребию", потом бесплатный семейный дом от общины, а если в семье много детей - то второй, побольше.
Колония Сарепта несла цивилизацию в эти полудикие края. Здесь принимал немецкий доктор, здесь появились первый в этих краях водопровод, лифт, детский сад и курорт минеральных вод, отсюда по России стала распространяться горчица, а действующая кирха, построенная в 1772 году - старейшее здание Волгограда (верхнее фото). Однако в какой-то момент деятельность немецких миссионеров была признана недостаточно успешной, и колония лишилась своих льгот и привилегий. Она постепенно хирела, пока не исчезла окончательно. А уже в постсоветской России провели реставрацию и устроили музей.
2.
3.Еще не отреставрированный дом
4.Кирха действующая.
5.Аптека
6.Спальня господина доктора (он же аптекарь)
7.Лавка
8.Винный подвал
8.Совсем другая атмосфера ждала нам в селе Малые Чапурники недалеко от Сарепты, население которой около тысячи человек. Основано село выходцами из Казани примерно с ту же эпоху, что и Сарепта, но если немецкая колония прекратила свое существование, то село до сих пор - татарское. И в нем находится действующая мечеть, которой более 250-ти лет. Но если Сарепта - известный музей, то мечеть в Малых Чапурниках - даже не памятник регионального значения. Будем честны, от внешнего облика старой мечети в ней мало что осталось, но основная постройка, выполненная без единого гвоздя, все-таки сохранилась
9.В деревенской мечети тепло и душевно и рады гостям, независимо от их вероисповедания. А сравнительно молодой мулла, принимавший нас, исполнен спокойной и сильной мудрости. После общения с ним - ощещение тепла и радости.
10.Прихожанки готовят праздничное угощение
11.Нам разрешили забраться на минарет.
12.Фото сделал кто-то из моих спутников
13.Вид на село с минарета
13.А потом мы зашли в местный татарский этнографический центр. Здесь дети изучают татарский язык, репептирует самодеятельность, а еще есть небольшой музей.
14.Глядя, как директор музея показывает колыбельку, в каких укачивали ее сверстников, понимаешь, что сочетание “живое наследие” наполняется смыслом.
Вряд ли в Малые Чапурники заглядывают искушенные туристы, но я рада, что мы познакомились с этим не совсем обычным селом.