Самая старая трамвайная остановка и другие радости Тимирязевской

Feb 20, 2020 15:22



Трамвайная остановка "Красностуденческий проезд" отреставрирована в 2018 году и смотрится действительно красиво. Она считается старейшей трамвайной остановкой Москвы, правда возраст ее оценивают по-разному: то ли конец XIX века, то ли 20-е (30-е?) годы века ХХ-го.
Дело в том, что трамвайная линия существует здесь с 90-х годов XIX века: трамвай шел до Петровской земледельческой академии (ныне сельхозакадемия имени Тимирязева), и в конце XIX века был построен остановочный павильон.
В 1936 году установлен новый павильон (но есть версии, что отреставрирован старый) по типовому проекту Евгения Шервинского. Есть мнение, что это - мини-копия вокзала в Павловске. Имя архитектора я узнала впервые, но он заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. Тем более, что на нашей небольшой прогулке мы встретились с его работами дважды. Но давайте сначала закончу с историей остановки.

Остановка пережила пожар, естественное старение и постепенно разваливалась. Но все же от нее осталось существенно больше, чем от ее сверстников, и в 2013 году она получила статус объекта культурного наследия. А дальше ее выставили на аукцион для реставрации и последующей льготной аренды. Выиграла аукцион индивидуальный предприниматель Анна Паничкина.
2.


История реставрации остановки - почти рождественская, что там правда, что домысел - не мне судить, но факт, что отреставрированная остановка стоит и украшает город.

Анна родом из Ярославля, но Москву считает своим домом. По работе она отслеживает тендеры и однажды увидела документы на остановку.
«Я приехала взглянуть и влюбилась, - вспоминает она. - Не успела осмотреться, как стали подходить люди, расспрашивать. Я говорю: «Хотела бы ее отреставрировать». А они: «Давно пора, мы будем так рады!»
«Она была в ужасном состоянии, - говорит Анна. - Она бы просто погибла. И хотя мне все обошлось дороже, чем я ожидала, я ни секундочки не пожалела, что взялась».
На аукцион и реставрационные работы потрачено около 10 млн рублей. Окупятся она нескоро, но Анна не жалеет. "Это мой первый самостоятельный проект, и когда я сюда приезжаю, чувствую гордость. Особняков в Москве много, а вот такая остановка - одна-единственная". Остановка предусматривала два закрытых помещения для пассажиров. Сейчас в одном из них открыт магазинчик, торгующий овощами, напитками, сладостями. Другой пока пустует.

3.


Вот такая не вполне обычная история.
А другая история, которую расскажу "пунктиром" - архитектора Евгения Шервинского.

Судьба при советской власти деятелей культуры, сформировавшихся еще до революции - это чаще драма, реже - история успеха, еще реже - история успеха, для которого не нужно было изменять себе и поступаться принципами. Мне кажется, Шервинский - как раз из таких счастливых случаев.
Он родился в 1878 году, среди его родни - декабристы. Как архитектор, работал помощником у Шехтеля и Франца Когновицкого - автора первого типового проекта, по которому был построен павильон остановки на Красностуденческом. С 1916-го по 1931 годы работал в реставрационных мастерских. Фактически он стал пионером советской архитектурной реставрации. Среди его проектов как реставратора - Петровский путевой дворец, дом Пашкова, Шереметьевская и 1-я Градская больницы. Одновременно как архитектор он создавал типовые проекты общежитий, трамвайных павильонов, столовых, жилых домов, аптек, детских садов. В основном они выполнены в жестком и малобюджетном стиле конструктивизма.
А еще он занимался садово-парковой архитектурой, к которой, похоже больше лежала душа: беседки, фонтаны, санатории, композиция парков, проекты озеленения улиц. Статья о нем в Википедии (увы, дальше я не искала) написана очевидно с душой, и я ее процитирую:
Справиться с подобными проектами мог только архитектор, не «впадавший в мелочность», умеющий чувствовать масштаб и перспективу, в которых не терялись бы строения, тактично бы строилась эмоциональная линия поведения человека

Мне кажется, в типовом проекте трамвайной остановке для него сошлась возможность вырваться из жестких линий конструктивизма, отдать дань памяти наставнику и предшественнику и сделать изящный образец, близкий к любимому садово-парковому искусству.
Хорошо, что он дошел до нас!

4.Недалеко от остановки на Красностуденческом есть еще одна работа Шервинского - четыре корпуса общежитий Тимирязевской академии на Лиственичной аллее (1927-1931). Недавно они признаны памятником архитектуры


5.А между остановкой и общежитием располагается Мичуринский сад все той же Тимирязевской  академии. Благодаря недосмотру охраны и открытым воротам, мы прошли его почти целиком (думали, что есть сквозной проход, потом пришлось возвращаться)


6.Последние зимние виды


7.И первая трава сезона 2020, выросшая на теплотрассе


Продолжение прогулки следует.

персона, прогулка, сюжет, Петровско-Разумовская, интересный дом

Previous post Next post
Up