Только придя на Non-Fiction-2019, я осознала, что ЦДХ (Центрального дома художника) больше нет. Площади отданы Третьяковской галерее, и это конечно хорошо. Не считая того факта, что в 2023 году Третьяковская галерея на Крымском валу закроется лет на пять на реконструкцию. А ЦДХ ушел, как ушел
кинотеатр "Соловей", как
корабль "Брюсов", как многие культурные символы стремительно заканчивающейся эпохи.
У ЦДХ была своя неповторимая атмосфера маленьких галерей и уютных пространств, неожиданных открытий и концертов, громких выставок и симпатичных киосков. И у Non-Fiction была своя атмосфера, которая начиналась еще у входа, где стояли автобусы и лотки с книгами, инсталляции, развлекалки и змеилась очередь. Атмосфера лестниц и фойе, пуфиков и сидений-кубиков, соседства с галереями, картинами и куклами. Всего этого больше нет, а верхнее фото сделано три года назад.
Организаторы гордо заявляют, что Гостиный двор - это гораздо круче и лучше, что площадей и участников стало больше. На мой субъективный взгляд, территория выставки уменьшилась: раньше был весь огромный второй этаж ЦДХ, немного первого, часть "полуторного" и третьего (или весь третий? не помню), теперь - только один огромный зал Гостиного двора. Мне вторит
orion4: по его мнению, площадь уменьшилась вдвое.
Но дело даже не в площади, а в потере индивидуальности: теперь вся экспозиция - это ровные ряды стандартных белых стендов и выгородок, плюс амфитеатр в одном конце, раздевалки - в другом (очереди - меньше, чем в ЦДХ, ура!) и буфет сбоку.
Что ж, выставка есть выставка, и на нее по-прежнему есть зачем ходить. Не за покупкой книг (хотя купили не так уж мало), а скорее для того, чтобы убедиться в их вечной ценности. Чтобы увидеть людей, которым дороги книги, посмотреть на их лица - где еще встретишь такие... И чтобы узнать, как много у нас прекрасных книг, которые ты не прочтешь, даже если купишь :((
Да, выставка уже давно не соответствует названию: согласно Википедии, non-Fiction («невымысел») объединяет все разновидности литературы - за исключением литературы художественной, где действуют вымышленные персонажи. В категорию нон-фикшн входят научпоп, справочная, политическая, историческая литература, эссеистика. На выставке же полно и детской и художественной литературы. А пресловутый нон-фикшн в огромном количестве представлен книгами типа "Пятнадцать способов незнаючего" и "Всечтоугодно за полчаса".
И все же блуждая по выставке, убеждаешься, что редкие, странные, серьезные книги живы, иногда диву даешься, что их все еще издают. Наверное ради этого я и хожу из года в год на Non-Fiction.
Под катом - мой "улов" этого года.