Я ехала в Кимры, зная, что это эпицентр треша и разрухи, недавняя столица русского пьянства (
главный, но далеко не единственный источник знаний о Кимрах). Каково же было удивление, когда оказалось, что Кимры - нормальный для нашей провинции город. Не без разрухи, конечно, но на фоне других городов Тверской области вполне благополучный и ухоженный.
Кимры - не только "нормальный" город, но и очень интересный. Сюда надо ехать смотреть прекрасный деревянный модерн, такого, мне кажется, больше нигде в Центральной России нет (разве что конкуренцию может составить Гороховец). Судьба этой красоты под большим вопросом. Либо она таки разрушится и исчезнет в обозримом будущем, либо ее отреставрируют и сделают туристским объектом. И в том, и в другом случае смотреть ее будет не так интересно, как сейчас, когда красота еще есть, а туристов практически нет. При этом минимально необходимая туристская инфраструктура уже есть: относительно приличные дороги, точки пропитания, неплохой музей, сувениры. Спешите видеть!
Основную часть деревянного модерна я отложу на следующий пост, а сегодня мы погуляем по городу, чтобы составить о нем общее впечатление и оценить, настолько ли ужасны Кимры, как о них пишут. Но для начала - минимальные исторические сведения.
Кимры известны обувным промыслом уже больше 300 лет. В середине XVII века больше половины кимрских крестьян были сапожниками. С 1708 года Кимры поставляли обувь и кожаные изделия для армии, а сто лет спустя заказы стали большими и регулярными. Понятно, что на государственных поставках село богатело, при этом его жители оставались крепостными. В 1846 году жители Кимр выкупили сами себя, с землей и домами, в рассрочку. Рассрочку выплачивали до 1900 года.
Кимры развивались, в 1916 году в здесь было около 20 000 жителей, центр был застроен каменными зданиями. При этом Кимры формально оставались селом: так было выгоднее платить налоги. Уездный центр город Корчева, к которому относилось село Кимры, насчитывал в это время лишь 2 с половиной тысячи жителей и был неизмеримо беднее.
В 1989 году население Кимр составляло 61 тысячу человек, в 2018-м - 45 тысяч. Ноу комментс, пойдемте лучше гулять по городу.
2.Видно, что Кимры в свое время были небедным городом (пардон, селом). Заметно, что его пытаются хоть как-то привести в порядок
3.
4.Здание бывшего купеческого клуба. Рядом с ним скверик, в котором стоит бюст Туполеву - самому известному уроженцу этих мест. Раньше на его месте стоял бюст Сталину.
5.
6.Первый в России памятник сапожнику поставлен в 2014 году перед зданием городской администрации. Нестандартно, но логично: администрации и режимы меняются, обувная слава Кимр все еще цела.
7.Вот уголок в центре в другом стиле.
8.Надпись на доме слева с предыдущего фото. Интересно, сколько ей лет, если учесть, что города Калинина уже примерно 30 лет как нет?
9.Еще дома с фото 7
10.Дверь деревянного дома с фото 9. Красота...
11.
12.Этот уголок разрухи бросается в глаза, он один такой в самом центре, поэтому и сняла. Любопытно, что на табличке на доме написано "Союз Чернобыля"...
13.Союз Чернобыля находится у моста, который мы еще посмотрим. А под мостом - граффити "Ангелы в городе" (2018), изображены ангелы с Исаакиевского собора
14.Самый знаменитый дом Кимр, дом Лужиных, он же Теремок, 1910. Недавно отреставрирован за счет мецената, которому пришлось еще и штраф заплатить, потому что какие-то нормы нарушил (это же объект культурного нследия!). Внутри дом не обустроен, стоит пустым :( Конечно, замечательно, что его отреставрировали, но на мой вкус, желтый цвет ужасный :(
Кстати, слева от дома находится неплохой сувенирный магазин, где нам рассказали подробности про Теремок.
15.Фрагмент отделки
16.Здесь была лавка купца, торговавшего рыбой. В круглом окне стоял аквариум
17.Почти Европа
18.А вот Гостиный двор и Торговые ряды огорожены забором и находятся в плачевном состоянии :(
19.Чем-то это напомнило мне Новую Голландию
20.
21.Городской театр (да, в Кимрах есть свой театр!) построен на месте взорванного собора
22.Многэтажная пристройка к театру озадачила меня не на шутку. Совершенно непонятно, зачем она театру.
23.Волга - украшение любого города, где она протекает
24.
25.
26.На противоположном берегу виден порт и судоремонт
27.Что-то вроде местной смотровой
28.Набережная обустроена, но центром притяжения, как в других Волжских городах, похоже, не является
29.
30.И тут выглянуло солнце...
31.И мы побежали на мост. Красота...
32.Вознесенский храм - самый старый в Кимрах (1813).
33.В окрестностях храма
34.Храм находится недалеко от места, где река Кимрка впадает в Волгу
35.С того же места. "Пристройка" к театру похожа на крепость
36.Тоже в окрестностях храма
37.Преображенский собор (1911)
38.На противоположном берегу, у самого моста в качестве памятника Туполеву, уроженцу этих мест, стоит самолет ТУ-124.
39.В 1984 году самолет Ту-124 был подарен городу Кимры конструкторским бюро имени Туполева. Он самостоятельно прилетел на аэродром «Борки» под Кимрами, отбуксирован на берег Волги и там установлен. Около года назад, к юбилею Туполева, самолет был отреставрирован и отремонтирован представителями ОАО "Туполев" и перевезен на новое место. Обратите внимание, самолет покрашен в "советский" вариант.
ТУ-124 - первый в мире серийный пассажирский самолет с турбовентиляторными двигателями
40.Стоять под самолетом - совершенно особое впечатление.
41.Немного о бытовой стороне покздки. Довольно симпатичная пекарня с хорошим ассортиментом.
42."А меня снимите" - следующий за нами покупатель. С удовольствием!
43.Обедали мы в "Сковородке" - местный аналог "Му-Му", но гораздо лучше. Идеальная чистота, приятное оформление, неплохой выбор, щадящие цены (к примеру, бульон с курицей и сухариками 34 рубля). Искренне рекомендую.
44.Местный мегамолл. Кстати, Чикен-Хаус - это "Тверской ответ Макдональдсу", мы его в Твери посещали. Неплохая сеть.
Мы посетили Кимры с индивидуальной (на трех человек) экскурсией
частного гида Константина Лисицына. Такой формат мне нравится. Цена - немного ниже, чем аналогичный тур от Магазина путешествий, тот правда с развлекательной программой, совершенно нам ненужной. Конечно, самим было бы существенно дешевле и в чем-то возможно, лучше (хотя не факт), но, учитывая два с лишним часа в электричке, я бы еще ооочень долго собиралась. Даже с учетом пробок, вариант с автомобилем гораздо менее утомительный.
Отдельно расскажу про деревянный модерн, ради которого и надо ехать в Кимры, а также про неплохой краеведческий музей и про дорогу. Продолжение следует!
Свежий отчет по Кимрам, откуда я в основном брала сведения о зданиях.