Невероятной красоты готический храм, уместный скорее на площадях европейских городов, стоит у обочины шоссе в поселке Гусь-Железный Касимовского района населением менее двух тысяч человек. Неудивительно, что его создание приписывают Василию Баженову: имена других мастеров, способных построить такое чудо, не приходят в голову. А в шести километрах от Гусь-Железного, в совсем небольшом селе Погост находится удивительной красоты храмовый комплекс, достойный столиц. Имена его творцов тоже неизвестны.
История этого края окутана мрачными легендами, связанными с именами заводчиков братьев Андрея и Ивана Баташевых. Не рассказать о них хотя бы вкратце невозможно, хотя строго говоря, прямого отношения к храмам они не имеют. Впрочем, легенды эту связь находят.
2.В 1754 году Андрей и Иван, сыновья известного заводчика Родиона Ивановича Баташева, оставили построенные отцом и дедом заводы в Туле и отправились вниз по Оке в сторону Касимова. Они искали "железную розу", как называли в этих краях выходы руды.
3.На одном из богатых месторождений, найденных им, в двадцати верстах от Касимова, основал свою железную столицу Андрей Родионович Баташев. На памятнике упомянуты оба брата, но затем они разъехались "по причине несходства характеров". Иван обосновался в Выксе, Андрей - в Гусь-Железном.
Один из первых россйиских химиков. Железный заводчик, на чьих могучих плечах лежал тогдашний военно-промышленный комплекс. Человек замечательного ума и непреклонной воли. Масон. Старообрядец. Многоженец. Алхимик. Фальшивомонетчик. Страшный убийца, затопивший 300 работников своего тайного монетного двора. Глава банды разбойников, грабивших купцов на дорогах. Прообраз одновременно Пушкинского Дубровского и его антагониста Троекурова из повести "Дубровский". Все это - про Андрея Родионовича Баташева, и вряд ли легко разобраться, что в этом перечне правда, а что - легенда. Утверждается, что до сих пор "жители Гуся-Железного без содрогания не могут вспомнить имя Андрея Родионовича".
Развалины усадьбы Андрея Баташева и его могила, а также остатки сада находятся совсем рядом с собором, но мы их пропустили по незнанию, не заметив за зарослями.
4.Заказчиком Троицкого храма, который начали строить в 1802 году, был сын Андрея Родионовича Баташева - Андрей Андреевич. Достроили его лишь в 1868 году. Специалисты определяют стиль храма как псевдоготический с элементами классицизма, романтизма и барокко, а считают, что он похож на английское аббатство. Роль Баташева старшего, умершего в 1799 году, неочевидна, но о ней все время упоминают.
В качестве возможных создателей этого чуда называют не только Баженова и учеников его и Казакова, но и касимовского архитектора Ивана Гагина, который мало строил за пределами Касимова, но именно его работы определили самобытность и очарование этого замечательного города.
4а. Один из особняков в Касимове работы и.Гагина
5.А дальше просто смотрим
6.
7.
8.
9.
10.
11.В шести километрах от гусь-Железного находится старинное (хорошо известное уже в XVII веке) село Погост, ярмарка которого соперничала с Касимовской. И стоит в нем удивительный храмовый комплекс.
12.В него входят Николская церковь (1771) - на фото слева, Преображенская церковь (1734-1829), Колокольня (1796-1829) и часовня (XIX век). По некоторым данным, Андрей баташев-старший обустраивал Погост и являлся заказчиком колокольни, архитектором которой возможно, был также Иван Гагин, хотя называют тех же Баженова и Казакова и даже Растрелли.
В рассказе об этом комплексе буду
обильно цитировать:
(Колокольня), построенная в 1829 г. по канонам классицизма, со сложным рисунком колонн, арок, постаментов, украшена четырнадцатью статуями пророков и преподобных. По своей самобытности она достойна гения". В
другом источнике 14 скульпутр иронически названы "местночтимыми святыми"
13.
14.Никольский храм прост и основателен.
15.А сбоку от него - остатки совершенно античного портала. Невероятное сочетание
16.
17."Преображенский храм являет в себе уникальное сочетание классического убранства с композицией нарышкинского барокко."
18.
19.
20.
"Белокаменные храмы с. Погост вряд ли оставят кого-то равнодушным. Удивительно, но храмы нравятся людям с абсолютно разными вкусовыми пристрастиями. Но всё-таки лучшее место для них - то, на котором они были рождены. Эти белокаменные храмы являются одним из лучших образцов преображения и гармонии природы (места) и человека. Для того, что бы понять это, нужно, как всегда с гениальными произведениями, просто видеть".