На днях прибыла кружка, которую мы разрисовывали в Конаково, во время визита на "Конаковский фаянс". При всей неумелости наших художественных потуг, она дорога мне как память о Конакове и о разнообразных пересечениях с ним связанных. Кстати, буквы на кружке - это результат пересечения наших фамилий (первые три буквы общие, а написаны как раз несовпадающие).
В Конаково пересеклись судьбы моих родителей и дедушки с бабушкой моего мужа: получается, без Конаково скорее всего и нас бы не было. Но если мои родители - это частная семейная история, то Исидор Григорьевич Фрих-Хар (1893-1978) и Мария Петровна Холодная (1903-1989) - это часть истории Конаковского фаянса.
Я практически не знала их (немного застала Марию Петровну), у меня нет никакого эксклюзивного материала о них, есть только большой интерес, пара книжек и работы, которые знаю в основном по фотографиям и копиям. Своим пониманием этих людей, не претендуя на точность, делюсь с вами.
У них был совершенно разный жизненный фон и очень разные характеры.
Про его происхождения мало что известно: рос в Кутаиси в семье виноградаря, отец, по-видимому, был персидского происхождения, мать - бухарской еврейкой. Впрочем, все это неточно, известно только со слов Фрих-Хара, и даже дата рождения под вопросом. Художественного образования не получил - чистый самоучка. Была бурная революционная молодость, о которой он немало рассказывал, но что из его рассказов правда, а что выдумка, не всегда понятно.
Она росла в благополучной киевской семье, дед был адмиралом, отец преподавал в Политехническом институте, а позднее стал министром в правительстве независимой Украины. Училась в Киевской Академии художеств, вышла замуж за своего учителя, родился сын Петя (погиб на войне в 1942 году)
Они и по характеру были очень разными. Он маленький, взрывной, очень темпераментный, не признающий условностей, сейчас его возможно назвали бы фриком. Она представляется мне статной (выше его ростом), спокойной, упорядоченной (насколько это возможно в художественной среде).
И у него и у нее это был не первый брак, а прожили они больше сорока лет.
Он работал в разных жанрах и с разными материалами. Несколько его работ есть в Третьяковской галерее на Крымском валу. Даже из фаянса получались сложные монументальные композиции
4.Вот, к примеру, Праздник в азербайджанском колхозе
5.Хотя получались и "малые формы". Вот эта собачка Манюня была у нас дома. Куда делась? разбилась, наверное :(
Она работала с фаянсом, ее работы пользовались большой популярностью (и до сих пор выпускаются), они хорошо подходили для того, чтобы украсить дом.
6.Эта шкатулка с царевной-лягушкой не раз спасала семейный бюджет: очень хорошо продавалась
7.У нее очень много работ с детьми: вот, к примеру, Друзья птиц
А также многочисленные узбечки, украинки и прочие представители народов СССР за работой, в национальных костюмах и пр.
Они не были в конфликте с властью, работы хорошо вписывались в требования к социалистическому искусству, что не мешало им быть самобытными и пользоваться спросом. (И до сих пор пользуются - их выпускают на "Конаковском фаянсе", а старые работы продаются за немалые деньги).
А "роман" с Конаковом начался у Фрих-Хара еще в 20-е годы, когда он, работая как скульптор с разными материалами, увидел фаянсовую скульптуру и загорелся: это то, что ему надо. Он отправился в Конаково, прожил там почти год, работая учеником в художественном цехе, учился, осваивал технологии, узнавал особенности керамики.
8.Созданный им носильщик тарелок немного похож на самого Фрих-Хара
9.Итогом года проведенного на заводе стал этот удивительный чайник в форме верблюда.
А вторая часть этой истории началась с того, что Фрих-Хар пришел в гости к Куйбышеву, которого знал по революционным годам, и его угостили кофе в чашках из советского фарфора, на которых было написано "Даешь нефть". Он возмутился и спросил: "Вы приглашали меня пить кофе или нефть?" Куйбышев засмеялся и предложил гостю самому заняться производством советского фарфора и фаянса, тем более, опыт есть. И в 1934 году Фрих-Хару было поручено организовать художественную лабораторию на Конаковском заводе (он возглявлял ее до своей смерти).
Художники, работавшие в лаборатории, фактически жили коммуной: под лабораторию определили заброшенный деревенский дом в двух верстах от завода. Условия были суровые: товар зимой вывозили на караванах саней и с этим же караваном отправлялись в Конаково художники: "стояли страшные холода, и мы бежали за санями бегом, потому что усидеть на них было невозможно".
Работа шла, с рабочими складывались дружеские отношения: "все работавшие с нами чувствовали красоту... большинство мастеров были патриотами лаборатории и находили в ней большой жизненный смысл".
10.В Конакове Фрих-Хар сделал "Пушкина на диване", который получил золотую медаль в Париже
Но еще до золотой медали в семье появились близнецы. Не раз они служили моделями родителям-художникам.
11.М.П.Холодная. Галя за пианино.
Так начинался массовый советский фаянс - красивый, функциональный и недорогой. Фактически он был в кажой советской семье.