Памятник Булгакову открылся в Москве по тому же сценарию "с чертовщиной", по которому происходит все, что с этим памятником связано. Гугл подсказал мне лишь
одно описание этого знаменательного события, которое я и процитирую.
Скульптура была установлена в начале ноября, официальное открытие наметили на 21 ноября, но накануне перенесли его на неопределенный срок. Монумент уже тогда стал объектом для шуток местных жителей. Вместо стандартной ширмы, которой обычно прикрывают скульптурные работы перед презентацией, силуэт писателя был упакован в огромный полиэтиленовый пакет. На его шею был накинут трос, ноги и плечи были обмотаны скотчем. Пропажу этих вещей обнаружили утром 27 ноября жители Хамовников.
Давайте для начала посмотрим сам памятник работы Георгия Франгуляна (Большая Пироговская улица, между домами 35 и 37), а потом я кратко поведаю его более чем запутанную историю и немного покажу окрестности.
По замыслу автора памятника, "он (Булгаков) у меня летит и даже падает. Под ним внизу пламенеющие рукописи и он на них взлетает... Этот образ создан даже самим Булгаковым, а не мной."
2.
3.
4.
4а.Памятник очевидно сделан по этой фотографии, а мне упорно напоминает Утесова.
4б.Утесов времен "Веселых ребят"
5.
6.Записки молодого врача и...?
7.Маргарита на метле
Ну а теперь поговорим об истории памятника. Идея возникла в 90-е годы прошлого века, памятник должен был стоять конечно же, на Патриарших прудах, а проект выполнил Александр Рукавишников. Проект предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, наблюдающего за своими героями со сломанной скамейки. Проект не был реализован, благодаря протестам общественности, особое возмущение вызвал гигантский примус, который многие воспринимали не иначе как «символ дьявольщины». Впрочем у автора несколько иной взгляд на эти события:
"Скандал был наполовину политический - если помните, в Краснопресненской управе был такой дяденька Краснов, который хотел быть мэром. Деньги платили пенсионерам, потом коммунисты с флагами ходили, орали... Я думаю, это было неискреннее возмущение. Ее просто довели, эту интеллигенцию. И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника."
Жители потребовали от всего этого оставить только Булгакова, автор категорически отказался. Проект заглох.
В 2004 году было объявлено, что композиция будет установлена на Воробьевых горах, в районе Андреевского пруда. При этом злополучный примус поменяли на автомобиль, на котором Мастер и Маргарита «покинут Воробьевы горы и улетят в небеса» . Сам Булгаков должен был быть обращен лицом к Андреевскому монастырю, фигура Иешуа - «ступать» по воде, по глади пруда, а другие герои романа должны были разместиться по его берегам. Семиметровая черная машина по замыслу автора должна была взлетать с откоса в сторону Лужников - "чтобы не возникла храмовая тема, к храму идут все библейские персонажи, а эти все - к Лужникам" (
подробнее про проекты Рукавишникова)
Однако и новое место вызвало протесты церкви из-за соседства Андреевского монастыря, и памятник так и не появился. От этого проекта остались три скульптуры, две из них - автомобиль и Мастер с Маргаритой - несколько лет назад
оказались на Садовом кольце, где стоят в виде странного неофициального памятника7а
В 2015 году крохотный скверик недалеко от Патриарших прудов получил имя Михаила Булгакова и вновь возникла идея поставить в сквере памятник. На этот раз его выполнил Георгий Франгулян. Но... жители окрестных домов (достаточно влиятельные) снова выступили против памятника, по-видимому, устрашившись соседства с мистикой. По словм депутата Пресненского внутригородского муниципального образования Елены Ткач, проект установки памятника был отклонен по многочисленным просьбам жителей района: "Патриаршие пруды - это ведь не только булгаковские места. Здесь каждый камень насыщен историей, и каждый человек, гуляя здесь представляет что-то свое. И если начать ставить памятники всем великим людям, которые имели к ним отношение, то просто негде ступить будет. Об этом неоднократно говорили жители района, и мы прислушались к их мнению". А против Пресненского совета городские власти пойти не рискнули.
И тогда наконец возник адрес на Большой Пироговской, где писатель жил в доме 35а, строение 1 с 1927 года по 1934-й. Там велась работа над первыми редакциями романа «Мастер и Маргарита», там же состоялся телефонный разговор со Сталиным. В квартире скоро должен открыться музей.
Правда и на Пироговке все было непросто. Во-первых, памятник оказался слишком близко от автобусной остановки. Муниципальные депутаты теперь уже Хамовнического района предлагали сместить его на несколько метров, "чтобы не ломать транспортную структуру". Также были высказаны претензии и к самому памятнику: не похож, курит, мешает отдыху людей в сквере напоминанием о чертовщине. Было предложено поставить рядом с памятником табличку, напоминающую о вреде курения. Вот прямая речь членов неведомой Комиссии (
источник)
Вы все знаете это худощавое тонкое лицо... Какая связь с этим памятником? Проходя мимо такого Булгакова, мы бы его не узнали. Нужно же уважать внешность.
Одно дело когда художник творит в мастерской. И там он может видеть, что ему взбредет в голову. Но когда то или иное произведение искусства выходит в общественное пространство, хотим мы того или нет скульптор должен следовать техническому заданию... Мы позволяем себе забывать об общественном резонансе.
На этот раз однако памятник все-таки был поставлен. И даже без таблички о вреде курения.
А теперь немного посмотрим окрестности
8.Большая Пироговская - "медицинская" улица. Напротив памятника находится клиника Медицинского университета (бывшего Первого меда), которая в те времена, когда я в нем работала, называлась "шестисоткоечной". Храм относится к началу XX века.
9.На Пироговской много памятников медикам. Впрочем, Булгаков тоже врач. Буквально за месяц до окрытия памятника Булгакову напротив него оказался Склифосовский работы Салавата Щербакова
10.
11.
12.Совсем рядом - Новодевичий монастырь, где похоронен писатель.
И пару слов про мое личное отношение к памятнику. Он противоречив, может не понравиться и с первого взгляда вызывает оторопь. Но если бы после двадцати с лишним лет чертовщины, творившейся вокруг этого памятника, в Москве появился бы обычный монумент с постаментом и портретным сходством, в этом было бы что-то неправильное. У Франгуляна
очень необычные памятники, я думаю, что выбор скульптора правильный и памятник в целом такой, каким ему стоит быть.
И не теряю надежды, что на Патриарших когда-нибудь будет стоять работа Рукавишникова. Подождем...