Как увеличить котика, или о практическом применении психофизиологии

Feb 26, 2019 20:43



Для тех, кто не знает или забыл: я не только блогер, но и профессиональный психолог. Поэтому в стенах "альма-матер" факультета психологии МГУ, куда меня пригласила "коллега"-блогер Людмила land_driver, испытывала весьма противоречивые чувства. Тем более, что шла на кафедру психофизиологии не просто к доценту Сергею Александровичу Исайчеву, а к своему бывшему однокурснику Сереже Исайчеву. Вот так все запуталось...
Психология, как и любая серьезная наука, имеет множество отраслей и направлений, поэтому профессионалы часто имеют весьма поверхностное представление о том, над чем работают их коллеги в соседней комнате. Психофизиология - не исключение, скорее наоборот: это одна из самых сложных и непонятных для "гуманитарно-ориентированных" психологов областей, в ней много биологии и сложной аппаратуры. Недаром, как мы с Сергеем вспомнили, из всего нашего курса в 100 с лишним человек психофизиологию в качестве специализации выбрали всего двое (и еще один человек с вечернего отделения, а также более прагматично ориентированные иностранные студенты). Тем интереснее было узнать о том, что на кафедре не только занимаются наукой, но и создают практические разработки, которые могут пригодиться в жизни почти каждого из нас. Об одном направлении таких разработок - биологическая обратная связь (БОС) - я расскажу. Детекции лжи, нейромаркетинга и других интересных вещей касаться не буду (если возникнет интерес - в другой раз)

Как вы думаете, может ли человек самостоятельно регулировать ритмы своего головного мозга (о том, как эти ритмы измеряют - чуть дальше)? Эту не самую тривиальную задачу проще решить, если задействовать понятную и увлекательную обратную связь. К примеру, нужно не ритмы менять, а увеличивать картинку с симпатичным котиком и уточками. А величина изображения зависит от выраженности бета-ритма, хварактеризующего внимание и интенсивную умственную деятельность человека

2.Увеличился бета-ритм - увеличилась концентрация внимания - картинка стала больше, а также приоткрылась картинка в правом поле.


3.Потом короткий отдых - и другая задача: превратить тигра в котика


4.Один из промежуточных этапов превращения


5.Можно добиваться того, чтобы "зашумленное" изображение стало хорошо видно


6.


7.А здесь изменение бета-ритма управляет движением шарика.


Вот так, в обстановке, приближенной к игре в любимые компьютерные игрушки, происходит серьезное обучение саморегуляции собственного состояния. Более того, при достаточно длительном обучении происходит перестройка мозговых процессов, а в дальнейшем - и изменение биохимии работы мозга.

Но для того, чтобы достичь таких результатов, нужно решить немало проблем, причем как чисто теоретических, так и практических. Выделение нужных показателей, на которых будет ориентирована обратная связь - достаточно сложная задача, и далеко не для всех ситуаций, в которых может помочь БОС, она решена. На данный момент тренировки с использованием БОС могут помочь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ - бич смовременных школ, увы), правда для них нужен более длительный тренинг (порядка 40 занятий), психогенных депрессиях, фобиях, тревожных расстройствах, нарушениях сна и в ряде других ситуаций.

8.С.А.Исайчев - руководитель работ в данном направлении


9.Будни психофизиологов:
- Сергей Александрович, можно у вас одолжить голову?
- Ну хорошо, только вернуть не забудьте.
Голова нужна для отработки наложения электродов


10.А вот как выглядит современная техника для снятия электроэнцефалограммы, фиксирующей ритмы головного мозга. Ее демонстрируют разработчики нового программного обеспечения, которые приехали на кафедру из Зеленограда с деловым визитом (стоит Людмила land_driver )


11.Если я не ошибаюсь, "чудо-шапочка" позволяет записывать работу мозга с десяти участков


12.


13.Можно выбрать, какие показатели программа будет автоматически представлять в наглядной форме и задать их параметры


14. Столбики отражают выраженность трех главных ритмов головного мозга


Если для вас актуальны проблемы, с которыми работают специалисты кафедры, вы можете обратиться к ним (ссылка). А если кто-то захочет пройти обучение нелегкому делу разгадывания психофизиологических загадок (а вдруг?), то на кафедре можно пройти переподготовку.
Ну а я желаю удачи Сергею и его коллегам.

научное, Охотный ряд

Previous post Next post
Up