СССР-ов было несколько. По меньшей мере три:
Солнечная страна детства, по которой мы ностальгируем.
Социальное государство, которое мы конечно идеализируем, но которое заслуживает уважения.
И идеологическая машина, подавлявшая свободу в любых ее проявлениях. К ней - только неприятие.
Эту мысль (сорри, если не вполне точно ее передала), которая многое объяснила мне в спорах и парадоксах нашего отношения к СССР, я услышала на пресс-конференции Алексея Иванова, посвященной выходу его новой книги "Пищеблок" . Разговор о ностальгии по СССР зашел неслучайно: книга посвящена пионерскому детству, ее действие просиходит во время одной смены в пионерском лагере, совпавшей с Олимпиадой-80.
Пост написан в жанре "два в одном" - репортаж с пресс-конференции и рецензия на книгу. Фото и видео - частично с пресс-конференции, частично подобраны из других источников.
2.
Почему Олимпиада-80?
Потому что она, по мнению Алексея Иванова, была воплощением идеальной советской жизни, моментом, когда реальность, как никогда, была близка к идеалу. А герой книги (кстати, примерный ровесник автора, родившегося в 1969 году) был в каком-то смысле образцовым советским пионером: не в плане образа мыслей и поведения (скорее наоборот), а потому что всерьез верил в провозглашавшиеся идеалы (которым позднесоветская реальность, увы, плохо соответствовала).
(кому хочется - ностальгирует, кому нет - пропускает видео)
Click to view
По словам Алексея Иванова, каждая новая книга и новая тема требует своего подхода и своего жанра. Поэтому его книги так не похожи одна на другую (лингвист М.Кронгауз писал, что при оценке языка двух романов Иванова - «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы» - "ни одна лингвистическая экспертиза не показала бы, что это произведения одного автора…"). Новый роман написан в жанре "постреализма".
Что такое постреализм? С одной стороны, это соцреализм "советский роман": с неспешным действием, прорисовкой образов, вниманием к деталям. Такое милое неторопливое чтение. В нашем случае "Пищеблок" - это еще мини-энциклопедия "детского фольклора" - считалок, игр, слэнга, стишков, ужастиков ("девочка, закрой дверь, желтая женщина подходит к твоему дому" - это правда уже из моих детских воспоминаний) - все это автор специально собирал по знакомым.
Но среди этого сугубо реалистического чтения постепенно появляется нечто, что сначала кажется каким-то инородным вкраплением, но постепенно рамки реализма расшатываются (какой уж тут реализм, когда кругом вампиры), и последние страниц сто действие несется со скоростью полноценного приключенческого романа. Оторваться сложно.
Углубляться в подробности не хочется, чтобы не спойлерить. Но пару слов в развитие темы "трех социализмов" скажу. По словам автора, вампиры - это метафора той самой удушающей и подавляющей идеологии, которая превращает нормальных живых детей в "правильных" зомби
(фото - из
спектакля "Вода в стакане", чей сюжет немного пересекается с "Пищеблоком")
Но мне показалось, что все несколько сложнее. К примеру, среди героев есть категорически правильная пионервожатая, которая такая по жизни, а не потому что ее вампир укусил. А один из пионеров-вампиров приходит герою на помощь искренне, безотносительно своей вампирской сущности.
В общем, создалось впечатление, что "Пищеблок", при внешней простоте и легкости для чтения, несколько более сложен и многопланов, чем может показаться. Во всяком случае, есть над чем задуматься после прочтения.