От выставки «Коридоры. Семь миров Высоцкого» (Еврейский музей и центр толерантности, последний день работает в ближайшее воскресенье)) ожидания были большими. Они и оправдались. Но... осталась смутная неудовлетворенность и ощущение неполноты. Как будто нам что-то важное не показали.
Эстетика позднего социализма нынче в моде. Многичисленные музеи СССР один другого хуже растут как грибы. Этакая смесь ностальгии и чернухи.
Кажется, в этом жанре уже невозможно сделать нечто оригинальное и удивить. Но создателям выставки это удалось.
Во-первых, технологии позволяют создать синтез пространства со звуком. Когда Высоцкий сам ведет тебя по мирам своих песен, это очень сильно.
Во-вторых, экспозиция сделана настолько сильно и целостно, что ты не умиляешься узнаваемым деталям и не ловишь неточности (как в ретро-музеях), ты кажется, погружаешься в нее целиком и даже не удивляешься чувству знакомости. Конечно, ты здесь (или в соседней квартире, в соседней подворотне) была, ты здесь жила, и песня - если не о тебе, то о твоих близких.
Все это в полной мере соответствует началу экспозиции, первая песня (Баллада о детстве) и первый мир (коммуналка) - попадание в точку, скорее даже в нерв. Дальше - сложнее.
Ты идешь по коридорам и прикидываешь, какие миры ждут тебя впереди. И к концу коридора понимаешь, что каких-то миров не хватает. Точнее, все семь миров - безнадежно депрессивны и даже местами "чернушны". Но неужели это весь Высоцкий??
Вот мир психушки, мрачнее некуда
Но пародийно-шутливому настроению песни ("Дорогая передача") этот кошмар не соответствует.
Вот неприглядный мир пивного ларька.
А я вдруг вспоминаю забытый шальной эпизод молодости с распитием пива на досках вокруг пивного ларька на задворках Киевского вокзала. И понимаю, что это одно из самых ярких воспоминаний моей упорядоченной и скучноватой молодости "ботаника". Да, мы жили в предложенных обстоятельствах, которые сейчас подаются в жанре чернухи, но мы-то видели их совсем другими (и Высоцкий тоже). А молодость остается молодостью даже в условиях всеобщего дефицита и идеологического давления.
Я думаю, вы поняли: нам показали только те миры Высоцкого, которые можно решить в жанре "чернухи". Но ведь его, пусть и трагическая, жизнь, гораздо шире и многогранней. И если в мирах выставки поэт навсегда остается в страшном доме на семи ветрах, который "во-тьме, как барак чумной, свет лампад погас, воздух вылился", то текст песни оставляет надежду:
И из дома где косо висят образа
Я коней очертя гнал, забросивши кнут
Куда кони несли и глядели глаза,
И где люди живут, и как люди живут...
Поэтому я закончу своей любимой песней, которой не нашлось места в тех мирах, что нам показали.
Click to view
Небольшой анонс Завтра планирую пост - сравнение "продуктовой корзины" пять лет назад и сейчас. Речь пойдет о московских ценах на продукты в дешевом диапазоне. Как вы думаете, насколько подорожала "корзина"? Конкурс не объявляю, но сравнить оценки и реальные цифры, думаю, будет интересно.