Что общего между персонажем известных детективов Эрастом Фандориным и популярным современным мастером стрит-арта и каллиграфии Покрас Лампасом? Оба они стали главными героями культурных мероприятий, которые я посетила в один день, и оба мероприятия оставили меня... скажем так, в глубоком недоумении.
Покрас Лампас - герой выставочного проекта в Малом Манеже, где (как гласит анонс) "в течение 20 дней он будет находиться на территории выставки, одновременно работая над холстами, инсталляциями и манифестом... помимо мольберта и холстов здесь расположится фэшн студия и co-working пространство, в рамках которого к творческому процессу присоединятся известные российские модели, фотографы, блоггеры, друзья и коллеги художника".
А Эраст Фандорин - герой экскурсии "Следствие ведет Фандорин. Москва детективная", по повести "Смерь Ахиллеса". Создатель Фандорина Б.Акунин любит и знает Москву, описывает ее подробно и увлекательно. На "Фандоринскую" экскурсию давно хотела попасть и наконец собралась.
Но... и на выставке и на экскурсии что-то пошло не так...
Начала я с выставки.
1. На входе. Очень завлекательно
2. Заходим в полупустой зал. В таких белых комбинезонах действительно ходит часть персонала выставки
3. Я вся в ожидании (кстати, вход действительно бесплатный).
4. И вот что я вижу
5. Вторая половина зала. В общем, вы поняли: самого художника нет. Я нашла способ заглянуть в помещение за ленточкой, там бедлам и сидит девушка, которая на меня сердито смотрит.
6. Разочарованная, смотрю работы художника я других залах. Похоже, разочарована я одна, публика с интересом смотрит и снимает.
7.
Я еще раз захожу в тот зал, где должен быть художник, потом спрашиваю, где же он, у "помощника художника" в белом комбинезоне, которая уверяет, что он должен быть где-то тут.
Увы...
Через некоторое время я отправляюсь к месту начала экскурсии, от которой ожидаю только хорошего: у этого человека я уже была один раз на экскурсии, и он мне очень понравился. Нравится и сейчас: интересно, динамично, отлично удерживает внимание аудитории, рассказывает массу интересных вещей. Правда какие-то нюансы я помню по-другому, наверное спутала.
Первый звоночек звенит когда я с изумлением слышу, что Фандорин успел встретиться и поговорить с генералом Соболевым (прототипом его стал генерал Скобелев), который (по тексту повести) был убит ночью накануне его приезда в Москву (уж это я помню точно). Дальше несоответствия множатся, в итоге я слушаю некие вариации на тему Акунинского текста, которые выдаются за этот текст.
Чтобы не множить примеры, приведу один. В "Смерти Ахиллеса" у Фандорина уходит страниц 100 на то, чтобы вычислить убийцу после того, как все сочли смерть генерала понятной и естественной, а потом еще страниц 50 на то, чтобы организовать свою встречу с ним. Согласно нашему экскурсоводу, Фандорин спросил у кого-то из гостиницы, где погиб генерал:
- А к Ванде (женщине, в номере у которой погиб Соболев) никто не приезжал?
- Как же, приезжал тут один купец, фамилия его Петров (условная, не хочу спойлерить). Вот Вася (извозчик) его потом отвозил. Вася, отвези барина туда, куда ты господина Петрова возил.
Вото так, оказывается, поступают наемные убийцы!
Доехал Фандорин до гостиницы, где жил убийца, а он его уже поджидает: - Быстро ты, Фандорин, меня нашел. Ну раз нашел, расскажу, как я Соболева убивал.
Я так и не поняла, зачем было так коверкать текст повести Акунина. То есть, понятно, что целиком ее на экскурсии не рассказать, надо что-то сильно сокращать, но зачем заявлять эускурсию по Акунину (на .нее очевидно придут люди, знающие его творчество) и выдавать отсебятину за настоящий текст?
Я намеренно не называю экскурсовода и фирму (кому интересно, нагуглит), потому что он нравится мне, и я не хочу делать ему антирекламу.
А может быть, так и надо, а я чего-то не понимаю?
Так или иначе, пройдемся по Фандоринским местам.
8. Памятник Пушкину, снятый с того места, где он стоял раньше. До пушкина в Москве было всего два памятника - Минину и Пожарскому и Ломоносову.
Фандорин, проезжая мимо с вокзала, после длительного отсутствия в Москве принял Пушкина за Байрона
9. Здесь, на углу Большого и Малого Гнездниковского переулка, рядом с Тверским бульваром, во времена Фандорина (действие "Смерти Ахиллеса" происходит в 1882 году) находилась "Петровка, 38" - главное полицейское управление Москвы
10. Тверская площадь. Только эта церковь, кажется, сохранилась с времени Фандорина.
11. А как же это, всем известное здание? - спросите вы. А оно стало на два этажа выше, а только их из-за деревьев и фестивальных декораций видно. Здесь, в резиденции московского генерал-губернатора Долгорукова происходит существенная часть действия "Смерти Ахиллеса".
Однофамилец (почти) генерал-губернатора в виде памятника стоит к нам спиной, а раньше на его месте был памятник тому самому генералу Скобелеву
11а
12. Столешников переулок, угол с Петровкой. Бывшее здание гостиницы "Англия". Здесь погиб и реальный Скобелев и его двойник из повести Акунина.
Реальная история гибели генерала - не менее (а возможно даже более) запутанная и странная, чем то, что написал Акунин. Тайна его смерти похоже так и не будет разгадана.
13. Там где сейчас написано "Я люблю Москву" раньше находилась первая в Москве телефонная станция. Фандорин вовсю пользуется ее возможнростями, в том числе для подслушивания.
14. Пушечная улица, бывший ресторан "Альпийская роза", где пела Ванда, одна из героинь "Смерти Ахиллеса", в номере которой умер генерал.
У ресторана тоже
бурная и интересная история.
15. Гостиница Дюссо (Театральный проезд), где останавливались (и не встретились) Фандорин и Соболев, а также реальный генерал Скобелев. Здесь закончилась наша экскурсия.
Вот такой странный "культурный досуг" получился.