Историю необходимо знать, в этом вряд ли надо кого-то убеждать. Хотя бы для того, к примеру, чтобы избежать губернаторских речей о том, что
Иван Грозный не убивал своего сына, который умер в путешествии из Москвы в Петербург. Но откуда черпать знания, если школьные учебники давно забыты? Каюсь, я получаю их в основном из художественной литературы, поэтому историю Франции знаю в основном "по Дюма", а эпоху Алексея Михайловича - по книге Б.Акунина "Алтын-толобас"
В последнее время появилось немало новых возможностей для приобщения к истории в музеях; это более достоверно, чем на основе исторических романов, и иногда почти также увлекательно (да здравствует интерактивность!). Впрочем, выставка, о которой пойдет речь, создана с минимумом интерактива, зато сюжеты, о которых она рассказывает, вполне могли бы лечь в основу увлекательных романов (кстати, с некоторыми темами и персонажами упомянутой книги Акунина я как раз в залах выставки столкнулась, и в этом был дополнительный интерес). Называется она "Государевы потешники: театральная культура России XVII столетия". Я постараюсь о ее сюжетах немного рассказать и не запутаться :)
Итак, мы часто представляем допетровскую Русь отсталой, традиционной, с еще непрорубленным окном в Европу. А все было гораздо сложнее. С одной стороны, царь Алексей Михайлович боролся с инакомыслием, и в 1648 году издал указ и запрете "плясок, скоморошьих представлений, колядок, качелей, игр в карты и шахматы" (что не помешало скоморохам просуществовать еще полтора столетия после указа). С другой, он тоже хотел развлекаться, причем по-европейски. Поэтому стали предприниматься попытки приглашать в Москву актеров-иностранцев.
2. На фото с выставки - -самая ранняя театральная афиша из сохранившихся до сегодняшнего дня. Она описывает знаменитую труппу уроженца Страсбурга Симона Даненфельса, прибывшую 9 июня 1644 года в Псков. Иноземный артист обещает танцы на канате, номера с масками и продевание 50 нитей в одну иголку. Однако попасть в Москву оказалось сложнее, чем танцевать на канате, и эта труппа до Москвы не добралась, хотя возможно, давала представления в Пскове.
3. Театральная маска XVII века
4. Организация театрального дела была поручена главе посольского приказа Артамону Матвееву (кто помнит "Алтын-толобас", тот поймет мой интерес к этому персонажу: именно у него служил и потом женился на его дочери основатель "династии" российских Фандориных). Впрочем, портрет XIX века, достоверных изображений Артамона Матвеева нет.
5. Письмо Артамону Матвееву (кто читал Акунина, тот поймет мой интерес к тому, как выглядели письма XVII века) о том, как в Риге найдены комедианты, излагаются условия на которых они готовы приехать в Москву (по 6 рублей на труппу за представление).
Но и эти артисты до царя не доехали (наверное, не сошлись в цене, а может быть, испугались). И тогда было поставлено представление силами проживающих в Москве, в немецкой слободе иностранцев, которых организовал все тот же Артамон Матвеев. Состоялось оно в феврале 1672 года.
По дошедшим до нас сведениям, репетиции шли всего неделю, зато спектакль, показанный в Кремле, длился три часа. Там были музыкальные и танцевальные номера, движущиеся пирамиды и много других чудес.
Царь остался очень доволен и потребовал повторения. В мае состоялся показ второй, расширенной версии, которая шла уже шесть часов (!)
6. После успеха представления Матвеев предложил пастору лютеранской церкви в Москве Иоганну Грегори подготовить артистов из своих учеников (из той же немецкой слободы). Пастор за это дело взялся
7. Пьеса для постановки (конечно, на библейский сюжет) была написана Грегори вместе с другими участниками спектакля и жителями немецкой слободы. Премьера состоялась в октябре 1672 года и имела большой успех. Так начался театр на Руси.
8. Расписка Грегори в получении царской награды - сорок соболей.
9. Это просто пара фотографий из интерьеров соседних с выставкой залов. Мебель подлинная
10.
11. По случаю открытия выставки был небольшой и очень необычный концерт. Нам демонстрировали музыкальные инструменты, воссозданные на основе раскопок древнего Новогорода. Оказывается, есть специальная наука - музыкальная археология - которая занимается воссозданием старинных музыкальных инструментов.
А вы знаете, что в средневековой Руси играли на варгане?
12. И на волынке тоже!
13.
Вот такая не вполне обычная выставка. Она продлится до середины октября.
Как вам такой способ приобщения к истории?