"Ржавый ангел" работы
Леонида Берлина, стоящий перед входом в Сахаровский центр, стал своего метафорой этого странного места. Я не буду расшифровывать смыслы этой метафоры - может быть, вы найдете свои, не буду рассказывать историю центра (его официальное название - Музей и общественный центр имени А. Д. Сахарова) и копаться в подоплеке окружающих его скандалов. Просто покажу несколько связанных с ним арт-объектов и несколько экспонатов - то, что "зацепило". А еще приведу парадоксальное мнение Григория Ревзина.
Сахаровский центр открылся в 1996 году на пересечении Яузы и Садового кольца, напротив дома, где жил А.Д.Сахаров (кстати, это дом с самой большой аркой в Москве)
Первое, что видишь, когда поворачиваешь с Садового - памятник российской интеллигенции "Пронзенный Пегас"(поставлен в 2004 году).
Дальше - еще одна инсталляция: фрагмент Берлинской стены (настоящей) с бабочками. Подарен в 1990 году Берлинским музеем "Чекпойнт Чарли", посвященном стене, как символ обретенной свободы.
От этого места уже хорошо виден выставочный зал центра и та самая девочка - "ржавый ангел".
Основная экспозиция и библиотека - в особнячке, который виден за выставочным залом.
Несколько фрагментов экспозиции
Бюст работы Берлина Вернувшийся из лагерей" (или что-то в этом роде).
Вынутая наугад страничка из этого ящичка
Атрибуты жизни застойных лет
Наша жизнь была полна запретов и разочарований
И что бы мы делали без анекдотов?
Честно говоря,
мнение Григория Ревзина про этот музей тоже сначала напомнило мне анекдот... Стоит прочитать в оригинале, я копирую лишь фрагменты.
Евгений Асс, гуру современной архитектуры в Москве, сделал этот музей в 1996 году. Для того чтобы оценить его проект, нужно помнить, что первый магазин ИКЕА открылся в Москве только в 2000 году... Вот все, что принесла в нашу жизнь ИКЕА все это Евгений Асс нашел еще за четыре года до того, как нам это привезли из Швеции. Даже стеллажи его выглядят, как остроумная комбинация из полок "Билли", "Ивар" и "Лайва", а в целом экспозиция, скромная и чистая, кажется вариацией на тему икейского зала "аккуратный дом".
И когда ходишь по этому залу, думаешь, что это невероятно странно...
У ИКЕА главная идея в том, чтобы создать европейскую норму. Вот нормальная жизнь - честная, скромная, доброжелательная, удобная, без катаклизмов неумеренного артистического эффекта, богатства и нищеты. А здесь шкафы, а в них одни скелеты. Чудовищная мука двух поколений.
Знаете, а это ведь мечта такая была у позднесоветской интеллигенции - жить не по лжи, а как в Европе. Не то чтобы роскошно, а вот так, открыто, без двоемыслия, и чтобы на высоких, чистых стеллажах стояли любимые книги, и полки под ними не проваливались. И тогда у нас все получится, у нас будет не то чтобы совсем счастье, но уж по крайней мере - покой и воля.
Ну, вот эту мечту Евгений Асс и воплотил. И тут вылез вопрос. Ну, хорошо, стеллажи, как в ИКЕА, построить можно. А что вы туда положите? Вы, внуки посаженных, расстрелянных и измученных, дети тех, кто прятал фотокопии "Архипелага Гулаг" в пакетах от порошка "Лотос", и ждал, что КГБ, конечно, придет, но в "Лотос" не полезет? Вы правда уверены, что у нас может быть эта чистая, демократичная, несколько простоватая в отсутствие двоемыслия Европа? А может, получится какая-то химера?
Иногда люди недоумевают, почему именно музей Сахарова постоянно оказывается в центре тяжелых скандалов (даже мы за полчаса в нем оказались свидетелями мини-скандальчика - m), столкновений измученных позиций, каждая из которых - с двойным дном, с подтекстом, еще более абсурдным и травмирующим, чем мука на поверхности. Ну, а что собственно может произрасти из такого места, кроме истерики? Когда само стремление к европейской норме уже оказывается родом шизофрении.
Как утверждают все люди, вспоминающие Сахарова, он был оптимистом.