![](https://img-fotki.yandex.ru/get/119695/22187276.16f/0_fddba_4e524446_XL.jpg)
Красиво жить не запретишь, и круизные компании идут на все большие ухищрения, чтобы привлечь клиента, создавая все новые и новые "завлекалки" для взыскательных туристов. Инфофлот (ой, простите, Созвездие) тоже борется за клиента и "Фурманов" - флагман этой борьбы. Рекламная кампания ведется под лозунгом "Десять звезд теплохода Дмитрий Фурманов", то бишь десять новинок, которые будут выделять его среди других российских теплоходов.
Мне показалось, что новинок гораздо больше тех десяти, что названы в рекламных проспектах, есть очень удачные, зато некоторые из десятки не являются такими уж новинками (к примеру, детские мастер-классы). При этом были не анонсированные в "десятке" нововведения, которые вызвали мое глубокое изумление, к примеру, шампанское на завтрак (!!) и услуга по расстилке кроватей на ночь (!!!), причем за два-три часа до "отбоя" (от нее мы конечно отказались, как только узнали об ее существовании).
Короче говоря, я постараюсь рассказать о том, что успела испробовать, невзирая на очень плотную экскурсионную программу, которая почти не оставляла времени на "красивую жизнь". А также расскажу о питании и прочих деталях быта. Многое я уже описывала раньше (
в рассказе про День открытых дверей на Фурманове) и постараюсь не повторяться. Поэтому если что-то останется неосвещенным, спрашивайте, самое важное я добавлю в текст.
Сегодня я выскажу свое субъективное мнение о претензиях и недостатках. Это будет длинно и занудно, но я думаю, честно. А дальше с чистой совестью буду писать только хорошее, которого на порядок больше.
Так вот, возвращаясь к десяти звездам. В качестве одной из них фигурирует игровое поле, представленное шахматами и загадочной разметкой неизвестной мне игры. Просто - а сколько удовольствия и разных вариантов использования!
2.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/119695/22187276.16f/0_fddb8_c8c4763f_XL.jpg)
3.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/59572/22187276.16e/0_fdda9_6c096499_XL.jpg)
4.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/114758/22187276.16e/0_fdda6_78101d9e_XL.jpg)
5.Верхняя палуба - загоралка - прекрасное место в любую погоду. Здесь можно созерцать окрестности...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/108168/22187276.16f/0_fddab_bc1dcf45_XL.jpg)
6.И заниматься спортом
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/108168/22187276.16f/0_fddaa_6c2487ee_XL.jpg)
7.А сколько драйва от такого антуража...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/170265/22187276.16f/0_fddb7_bbf4d518_XL.jpg)
8.Но давайте перейдем к другим "звездам". В моем личном рейтинге внеконкурсное первое место принадлежит кавер-группе "Седьмое небо" с ее ежевечерними часовыми живыми концертами. Немало душевных струн они затронули, немало заставили вспомнить и пережить. Спасибо, ребята!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/152444/22187276.16f/0_fddb5_969525fa_XL.jpg)
Репертуар группы - джаз, рок, рок-н-ролл, попса, всего понемногу.
9.Это фото не мое, я его пересняла из висевших на теплоходе, но в время концерта не раз за жонглирующим барменом следила завороженно. В сочетании с музыкой, казалось, переносилась в какую-то совсем "ненашенскую" жизнь
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/101212/22187276.16f/0_fddae_de615409_XL.jpg)
10.Еще одна "звезда" - дискотека в наушниках - каждый танцует под свою музыку, не мешая желающим поспать.
Несмотря на наушники, музыка гремела как на обычной дискотеке. Зато наушники очень красиво переливались, и вообще свет на дискотеке был отличным. Репертуар... скажем так: не в моем вкусе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/108168/22187276.16f/0_fddad_7453899d_XL.jpg)
11.Про прочую анимацию могу сказать только то. что она была. Вот, к примеру, любимые песни под баян
12.Еще одна широко анонсированная "звезда" - кофейня, действительно, уютная и приятная, плюс хороший обзор с носа. Сюда мы ходили почти каждый день.
В кофейне накрывали так называемый "чай и кофе для ранних пташек" - отличная опция, которая давала возможность выпить чай-кофе с печенькой в приятной обстановке за час до основного завтрака. Заодно отмечу, что горячая и холодная питьевая вода всегда были в свободном доступе, так что распивать чаи можно было круглосуточно.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/152444/22187276.16f/0_fddb9_7e43bd85_XL.jpg)
И мы планомерно переходим к теме еды. Здесь я много не скажу: кормили добротно, в целом вкусно, разнообразно. Выбор блюд давал возможность питаться более сытной или скорее легкой пищей. Овощи, фрукты, молочные изделия - всегда в ассортименте. Я старалась выбирать блюда скорее легкие, и обычно перед обедом или ужином чувствовала здоровый аппетит. Большие ли порции? На мой взгляд, нормальные, так что возможно, кому-то и казались маловаты, но нареканий я не слышала. Особых восторгов или сожалений по типу "ой, почему нет второго желудка" питание не вызывало.
13.Накрывают завтрак - шведский стол. Слева в бокалах - шампанское
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/59572/22187276.16f/0_fddaf_99bdf000_XL.jpg)
14.А здесь накрыто к ужину. В бокалах (на выбор) вино, водка или сок. В кадр попала только половина одного из двух ресторанов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/114758/22187276.16f/0_fddac_776bd8b5_XL.jpg)
Отдельно хочу отметить работу официантов, на которую читала нарекания. Не знаю, как другие, а наша Екатерина скоростью, внимательностью и доброжелательностью вызывала только благодарность и восхищение виртуозной работой.
Фотографий интерьеров почти нет: отсылаю к
посту годичной давности, где был теплоход такого же проекта, различия только в цвете покрывал, конструкции душа (очень удобной, кстати, хоть и минималистской) и прочих мелочах, даже шкафчики в каютах точно такие же. В каюте все удобства, телевизор, холодильник, кондишн, фен. Все работает, все хорошо.
И как раз с каюты мы начнем короткий обзор важных моментов теплоходной жизни
15.Перед началом плаванья. Все это богатство ждет нас в каюте: фирменные ручка и бумага, буклет, поздравительная открытка, карточки на скидки, ежедневный информационный листок (без него в сложной программе мероприятий вряд ли можно разобраться) и многое другое. Наша коза в изумлении...
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/108168/22187276.16f/0_fddb0_c15b7560_XL.jpg)
16.Первые метры пути
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/101212/22187276.16f/0_fddb1_82e667fb_XL.jpg)
17.Традиционное собрание с представлением экипажа. Директор ресторана, капитан и директор круиза
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/152444/22187276.16f/0_fddb4_54085804_XL.jpg)
18.Слева направо: главный аниматор, методист, представительница службы ресепшен, врач
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/119695/22187276.16f/0_fddb3_4f6b8132_XL.jpg)
19.Аттракцион "учебная тревога": надень спасательный жилет и сделай селфи
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/101212/22187276.16f/0_fddb2_1e7662a1_XL.jpg)
20.И вот уже последний, капитанский ужин. Нас встречают директор круиза, директор ресторана, метрдотель, за ней выстроились официанты, наша Екатерина вторая. Скоро появится капитан, но его фото, увы, не получилось.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/170265/22187276.16e/0_fdda7_f90b575e_XL.jpg)
21.За капитанским ужином наши соседи по столу. Как быстро все кончается :((
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/170265/22187276.16e/0_fdda8_bb0906c6_XL.jpg)
И, как обещала, ложка дегтя. Собственно, серьезных проблем, на мой взгляд, две.
Первая - вай-фай.Я понимаю, когда в глухих местах интернета нет. Но когда интернет на смартфонах есть, в том числе того же провайдера, от которого вай-фай, то только глубоким пофигизмом могу объяснить ситуацию, когда тебе спокойно говорят: интернет есть лишь на Неве (три первых и три последних часа пути). По мнению мужа (который не специалист по интернету, но все же айтишник с большим опытом), для того, чтобы вай-фай появился, скорее всего достаточно поменять некоторые настройки. Увы... Несмотря на наличие интернета на смартфонах, отсутствие вай-фай, на который мы рассчитывали (напомню, мы плавали в этих местах год назад и ситуацию знали), немало осложнило жизнь.
Вторая проблема может показаться досадной мелочью, не стоящей упоминания: это отсутствие шампуня. Однако это первый случай за много лет в моей практике, поэтому шампунь я захватить не догадалась. Странно, что обеспечив нас шампанским на завтрак, швейным набором, щеткой и рожком для обуви и кучей других прибамбасов, без которых вполне можно обойтись, организаторы поскупились на шампунь, который в ходе поездки ну очень трудно купить.
Все остальное совсем уж неопределенно и потому требует лирического отступления.
В этом году юбилей моего первого круиза (хотя слова такого тогда не было), юбилейную цифру озвучить стесняюсь: "столько не живут". Это было моим первым в жизни путешествием, и кто знает, как сложилась бы жизнь, если бы не оставил он столько ярких и прекрасных впечатлений.
Я собственно, к тому, что даже в те годы, когда "в СССР сервиса не было", на реке был... нет, не сервис, был мир совершенно особых отношений между персоналом и путешественниками. Я думаю, так получалось потому, что труд речников невероятно тяжел: это месяцы без выходных и почти без свободного времени. Выдержать такую нагрузку можно только, если ты искренне предан реке и своему делу.
С другой стороны, турист выкладывает за круиз немаленькие деньги - и не за анимацию или изысканное меню, а за приобщение к тому самому, неуловимому, чем притягивает река.
Мне кажется, что именно из этого объединяющего "братства реки" и рождается то, что ни сервисом, ни обслуживанием язык не поворачивается назвать, потому что это много больше. Возможно, я излишне наивна и восторженна, но поверьте, во всех круизах, где мне удалось побывать, в большей или меньшей мере это чувствовалось.
Было это и на "Фурманове". Я уже писала, что только самых теплых слов заслуживают официанты, то же самое - про ресепшен, который я пару раз озадачивала нестандартными просьбами. Но мне кажется, что на каких-то уровнях есть люди, добросовестно работающие, но глубоко равнодушные к тому, что они делают.
Без этого допущения я не могу понять, почему прекрасный круиз начинается с 40-минутной очереди с чемоданами на жаре и в духоте. Почему столь убога процедура отправления в рейс. Точнее, ее нет вообще: отплытие отличается от отправления со стоянок только тем, что заводят "Славянку", а не другую музыку. Я не призываю встречать пассажиров хлебом-солью или устраивать на причале дефиле в костюмах столетней давности (и то и другое - реальные примеры), но хоть что-то можно придумать! Более того, у пассажиров крадут впечатления первых двух часов пути - самых волнующих, потому что все в новинку (пусть ты и отправляешься в сотый круиз). Через 15 минут после отплытия - учебная тревога (которая, кстати, очень формально проводится), потом встреча с руководством круиза в салоне за закрытыми шторами, потом сразу ужин. Мне кажется, такой распорядок может придумать только тот, кто совсем не любит плаванье...
Я не знаю, почему корабельное радио отдано полностью на откуп методисту, за весь рейс его не почтили своим вниманием ни один член команды, ни аниматоры, никто. Что касается методиста... было полное впечатление, что она не рассказывает, а зачитывает тексты хорошо поставленным голосом. С таким подходом раньше никогда не сталкивалась.
Ну и последнее. На одной из стоянок мы очень сильно вымокли. Размышляя о том, сколько еще времени ходить в мокрых кроссовках, я вдруг вспомнила, как год назад мы точно так же мокли на экскурсии. И каково же было наше удивление (тогда, год назад), когда при входе на корабль нас встречал директор круиза и каждому протягивал стакан какого-то очень вкусного чая с травками.
На "Фурманове" нас никто не встречал. Мы просто прошли в каюту и стали стягивать с себя мокрую одежду...
Под занавес - волнующий многих финансовый вопрос. Тур 7 дней 6 ночей (точнее, пять полных дней, утро и вечер) в каюте на главной палубе (другие палубы чуть дороже) с 5%-ной скидкой и дополнительной экскурсией в Кронштадт - на двоих 70 000 рублей. Две дополнительные экскурсии - 4000 рублей на двоих. Наша личная экскурсионная программа (лодка в Рускеале, колокольня в Кижах) - 1000р. Прочие расходы (чай-кофе-сладости в баре, фрукты, мороженое и перекусы на стоянках) не считали, но вряд ли больше 3000 рублей, скорее меньше. Также были расходы на дорогу до Петербурга и обратно, сувениры, два дня в Петербурге.