Если вы идете по Новому Арбату и перед Домом Книги свернете на его задворки (географический адрес - ул. Малая Молчановка,д.10), то обнаружите удивительное место. В запертом дворике (снимать и разглядывать можно через забор) находятся три скульптуры:"Отдыхающий Пушкин", пара влюбленных (предположительно Мастер и Маргарита) и... громадный автомобиль: "...буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и перчатках с раструбами."
Еще пару лет назад скульптур было четыре, четвертая - Коровьев и Фагот (в человеческом, а не кошачьем облике) - "переехала" во двор Булгаковской "нехорошей квартиры" (Большая Садовая, 10), где стоит перед входом в булгаковский центр.
Запутанную историю этих скульптур мне удалось узнать только частично.
Всех этих персонажей создал скульптор Александр Рукавишников (по неподтвержденным данным, скульптуры стоят во дворике его мастерской), автор скандально нашумевшего проекта памятника Булгакову и его героям на Патриарших прудах.
Первоначальный вариант проекта Александра Рукавишникова по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, наблюдающего за своими героями со сломанной скамейки. Проект так и не был реализован, благодаря протестам общественности, особое возмущение вызвал гигантский примус, который многие воспринимали не иначе как «символ дьявольщины». Впрочем у автора несколько иной взгляд на эти события:
"Скандал был наполовину политический - если помните, в Краснопресненской управе был такой дяденька Краснов, который хотел быть мэром. Деньги платили пенсионерам, потом коммунисты с флагами ходили, орали... Я думаю, это было неискреннее возмущение. Ее просто довели, эту интеллигенцию. И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника."
Жители потребовали от всего этого оставить только Булгакова, авто же полагал: "Я считаю, что нельзя ставить одного Булгакова, убрав остальные фигуры композиции. Если от всего, что задумано, останется только Булгаков на скамейке, исчезнут или безнадежно исказятся составляющие, без которых памятник теряет смысл, теряют смысл его ритмы, игра солнца и тени."
В 2004 году было объявлено, что композиция будет установлена на Воробьевых горах, в районе Андреевского пруда. При этом члены градостроительного совета высказали пожелание поменять злополучный примус на автомобиль, на котором Мастер и Маргарита «покинут Воробьевы горы и улетят в небеса» . Сам Булгаков должен был быть обращен лицом к Андреевскому монастырю, фигура Иешуа - «ступать» по воде, по глади пруда, а другие герои романа должны были разместиться по его берегам. Семиметровая черная машина по замыслу автора должна была взлетать с откоса в сторону Лужников - "чтобы не возникла храмовая тема, к храму идут все библейские персонажи, а эти все - к Лужникам".
Мастер и Маргарита - влюбленные - с лицами, закрытыми волосами "(чтобы не персонифицировать, у каждого ведь свои Мастер и Маргарита)"
Коровьев и Бегемот также фигурировали в замыслах автора. Я снимала их несколько лет назад, а сейчас они стоят у входа в Дом Булгакова.
Пушкин вряд ли имеет отношение к замыслу памятника, но гармонично смотрится в компании Булгаковских персонажей
Когда было согласовано новое место, и была надежда, что теперь уже никто возражать не будет, автор скептически предположил: "Да нет, опять наверняка придут. Им же скучно... Пускай. Я уверен - скульптуры, как и рукописи, не горят."
Рукавишников оказался прав. Последнее, что мне удалось найти: новое место вызвало протесты церкви из-за соседства Андреевского монастыря, и после 2004 года следы проекта памятника теряются, чтобы обнаружиться в загадочном дворике... Надолго ли? Почему именно там? Найдут ли наконец достойное пристанище Булгаковские герои? На эти вопросы я пока не нашла ответов.