Начну издалека, с довольно известной картины Юрия Пименова "Новая Москва"
Вот как ее описывают:
Раннее утро после дождя, весна, начало новой жизни. Замечательная картина! Радостная. Столько жизни и свежести, ясности, счастливого ощущения сегодняшнего дня. Независимая, молодая женщина сама управляет автомобилем.Такое ослепительное, счастливое предвкушение будущего!
Весь центр Москвы в это время - это грандиозная стройка.
В 35 году был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. И этот план уже реально воплощался. Улицы раздвигались, дома переносились, сносились старые, двухэтажные постройки Охотного ряда. Мы видим на этой картине уже новые здания
На переднем плане - станция метро "Охотный ряд" (которая с тех пор успела побывать Проспектом Маркса). За ней, после Колонного зала Дома Союзов, голубеет бывшее здание Госплана, ныне Госдума. Здание слева то ли часть гостиницы Москва (ныне уже не существующая), то ли другое не сохранившееся здание, а за ним смутно видны контуры высотной части гостиницы Москва (с тех пор разрушенной и заново построенной).
На дворе - 1937 год...
Не буду углубляться в мрачные события, которые происходили в этом году, лучше процитирую еще один фрагмент той старой дискуссии о картине:
Все (почти все) фигурки на картине (и мы, сидящие в авто на заднем сидении) едут и идут В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ. Оно там , за левым углом! - оно уже близко!
Будущему, каким оно виделось с картины Пименова, не суждено было сбыться. Лучшее и наиболее последовательное его воплощение можно сегодня видеть в Минске. Но недавно появилась еще одна очень интересная возможность. В фильме "Шпион" (по книге Б.Акунина), воссоздана некая "параллельная реальность" Москвы 1941 года, где реализованы те самые планы реконструкции Москвы, плюс еще энное количество отсутствовавших в нашей реальности "фишек". Фильм я досмотреть не смогла (хотя честно старалась), а вот Москву "параллельной реальности" было изучить очень интересно. Частично она - плод компьютерной графики, частично снималась в реальной Москве (в частности на ВДНХ, где до сих пор - апофеоз сталинской архитектуры, а также в интерьерах высоток), частично - в Минске. Основные источники информации и скриншотов -
Альтернативная Москва и
Шпион, выйди вон, или Как Минск в очередной раз превратили в Москву Это Васильевский спуск (задняя часть Красной площади) со стороны Москва-реки и Москворецкого моста. Василий Блаженный остался на своем месте, а справа - здание Наркомтяжпрома.
Наркомтяжпром должен был стать восьмой Сталинской высоткой. Было несколько проектов, фактически нижняя часть одного из них стала гостиницей Россия (которая уже тоже порушена). В фильме фигурирует (сбоку) вот этот проект
Бедный Пушкин... Он повернут лицом к... зданию Минского КГБ. В реальности на этом месте стоит Дзержинский (найти не смогла, но верю местным жителям)
Это же здание с другого ракурса оказывается вписанным в Тверскую, которая на самом деле - проспект Независимости в Минске
Ну и наконец - Дворец Советов. тут уже Минск не поможет.
История этого проекта в общем известна, я не буду к ней возвращаться, приведу лишь пару фотографий с проекта интерьеров этого "храма коммунистической веры" (снято в музее "Рабочий и колхозница")
Большой зал
Главный вход.
А теперь - к кадрам из фильма
Кабинет Сталина во дворце
И наконец самый потрясающий кадр - вид от Дворца Советов.
Улица слева от аллеи, завершающаяся мостом - Остоженка и Комсомольский проспект, справа - Пречистенка и Пироговка, а вот роскошная аллея, выводящая прямо на Университет, должны была быть прорублена между ними.
Между ними - моя любимая Москва
Всего вот этого, что я сейчас покажу, уже нет.
Как же хорошо, что это только кино!!