Непросто найти в Москве место более неприятное, чем площадь трех вокзалов, которая все еще называется Комсомольской. Вечная толкучка, замученные люди с огромными баулами, грязь, запахи малопривлекательной еды, лотки и наляпанные вывески, бомжи и сомнительные личности - хочется ни на что не смотреть и убраться как можно скорее. Искренне сочувствую тем, чьи впечатления о Москве начинаются отсюда. В последнее время вокзалы стараются облагородить, навести порядок, но до результата еще далеко.
А между тем, три вокзала (Ленинградский, Ярославский, Казанский) - потрясающая страница архитектуры и истории. Три великих имени - Константин Тон, Федор Шехтель (при участии Льва Кекушева), Алексей Щусев. Три архитектурных стиля (специалисты называют их русско-византийский, северно-русский модерн, неорусский. Отсылки к имперской столице, русскому северу и многоликому российскому востоку. Если добавить еще и другие здания на площади (о которых я сегодня рассказывать не буду), то получится, что не выходя с площади, можно совершить полноценную экскурсию, охватывающую без малого два столетия.
Тема трех вокзалов оказалась очень интересной и практически неисчерпаемой, фотосессии (здесь материалы с двух) в связи с вокзальной спецификой получились явно недостаточными, поэтому я представлю скорее наброски к интереснейшим сюжетам и наружный облик вокзалов.
Ленинградский вокзал - самый старый (1844-1849), это вообще один из первых российских вокзалов, если учесть, что строился он для первой железной дороги в России, между Санкт-Петербургом и Москвой, указ о создании которой был подписан в 1842 году.
О значении этого проекта свидетельствует то, что Константин Тон был фактически архитектором номер один во время царствования императора Николая Первого (среди его работ - храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве), его имя связано прежде всего с государственным строительством.
Вокзал в Москве - уменьшенная копия Петербургского. Насколько понимаю, фасад вокзала остался примерно таким же, как и был задуман, все огромные дополнительные помещения пристроены сзади. По сравнению с Ярославским и особенно Казанским вокзалом, он кажется маленьким, но успешно трудится уже второе столетие.
Ярославский вокзал - совсем другая история. Она связана не с государственным, а с частным капиталом и с именем Саввы Мамонтова - мецената, покровителя искусств и директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. После того, как дорога в 1898 году была продлена до Архангельска, возникла необходимость в расширении вокзала, построенного еще при отце С.И.Мамонтова. Неудивительно, что покровительствовавший мастерам модерна Мамонтов пригласил для работы Федора Шехтеля. И появился (1904) прекрасный образец модерна с его причудливой асимметрией форм, разнообразием украшений, ярко-радостной майоликой,с северными мотивами в оформлении.
Но самый грандиозный, самый разносторонний и самый долгий по строительству - это Казанский вокзал.
Автором проекта был Алексей Щусев, один из самых титулованных и востребованных архитекторов при Советской власти (самая его известная работа - мавзолей Ленина).Проект относится еще к дореволюционной России, к 1913 году, он должен был быть реализован к 1916 году, но в связи с войной и революцией строительство растянулось до 1940 года.В итоге не все задуманное удалось реализовать, но основные идеи были воплощены.
На фото с выставки, посвященной Казанскому вокзалу - макет проекта и группа его создателей.
Бюст Щусева у стен Казанского вокзала.
Щусев взял за основу идею объединения России и Азии, и железнодорожный путь приобрел символическое значение. В архитектуре вокзала мотивы древнерусского зодчества должны были перекликаться с восточными, так что Казанский вокзал становился олицетворением восточных ворот России. Композиционный акцент Щусев сделал на высокую, выше 70 метров, башню, напоминавшую башню Сююмбике в ансамбле Казанского Кремля. Шпиль башни венчал змей Зилант, фигурировавший на гербе Казани. Обязательный атрибут вокзала - часы - Щусев хотел украсить изображением знаков Зодиака.
Основной фасад вокзала выходит на Комсомольскую площадь.
Вторая, менее посещаемая часть вокзального комплекса выходит на Рязанский проезд
Здесь есть своя башня - царская
И здесь же стоит памятник создателям российских железных дорог (открыт в 2013 году, автор - Салават Щербаков). Сверху - бюст Николая Первого, подписавшего указ о сооружении дороги Москва-Санкт-Петербург
Если у вас есть немного времени до поезда (недостаточно, чтобы выехать в город), отдохнуть от вокзальной сутолоки можно в скверике посередине площади.
Отсюда можно окинуть взглядом все три вокзала и другие интересные здания и сооружения, о которых я не рассказывала, и подумать о замечательных людях, трудами которых мы сегодня пользуемся, почти не замечая их.