Прогулка по ул. Школьная: гостевой пост

Jan 18, 2014 10:56



С радостью, налюбовавшись красивыми фото в блоге, представляю второго призера нашего последнего конкурса - mbl_chertyata. Это уже второй гостевой пост дружного семейства. За истекшие с первого раза два неполных месяца блог пополнился постами про новогоднюю Москву, интереснейшим репортажем про музей "Огни Москвы", а еще хозяева блога (я так поняла, что "первую скрипку" в ведении блога играет мама, и она же поражает своими москвоведческими познаниями) скромно, между делом признались, что еще в сентябре заняли второе место в конкурсе "Москва, которую мы бережем" с постом о Крутицком подворье и Новоспасском монастыре. Как участник этого конкурса, свидетельствую: конкуренция была немаленькая, качество постов-участников очень высокое, так что победа ну очень почетна.
А для перепоста я выбрала репортаж с Школьной улицы, наверное самая нераскрученной, но именно благодаря этому, очень интересной пешеходная зоне Москвы. Да, весьма противоречивая реконструкция, да, новодел, но фотографии потрясающие! Посмотрите, не пожалеете.

Оригинал взят у mbl_chertyata в Прогулка по ул. Школьная

Как быстро меняется облик Москвы. На ее улицах, как грибы, вырастают высотные здания непонятной формы из стекла и бетона, система дорог сплетается в многоуровневые узлы развязок. Но остались еще такие места, где время остановилось. И одним из таких мест является небольшая по протяженности улица Школьная.



История улицы уходит вглубь веков.

В конце XVI века на левом берегу реки Яуза близ деревни Андрониха по повелению царя Бориса Годунова стали селиться ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты и перевозкой товаров из Москвы в село Старый Рогожский Ям (ныне Ногинск). Там где селение ямщиков оказалось наиболее плотным, образовалась Ямская слобода, а наша улица, носившая тогда название Тележной, стала главной.

Тележная улица сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Ширина улицы позволяла устроить рядом с домами ярмарку, обслуживающую нужды путников. Здесь можно было приобрести телеги, тарантасы, кибитки, упряжи и прочий шорный товар. Это определило архитектурный облик улицы. Двухэтажные домики вплотную прилегающие друг другу с широкими арочными проемами первых этажей, одни из которых выполняли роль витрин магазинов или трактиров, а другие с деревянными воротами были сквозные и служили проездом для обоза на внутренний двор.



Жизнь Ямской слободы процветала. Пока в конце XIX века у Рогожской заставы не стала строиться железная дорога. Ямщикам с большим трудом давалась конкуренция с техническим прогрессом, их промысел постепенно сходил на убыль, многие разорялись. А когда в 1896 году железнодорожную станцию упразднили и провели ветку до центра Москвы (к Курскому вокзалу), ямщичество отмерло окончательно, и Владимирский тракт опустел вовсе. Оставшиеся без работы, измученные многими пожарами, ямщики стали покидать свои жилища. Дома стали разрушаться от бесхозности, и к XX веку облик исторической застройки теперь уже 1-ой Рогожской улицы оставлял желать лучшего.



Только в 1970-х годах, когда заговорили о проекте по сохранности памятников истории, архитектуры и культуры и были определены объекты культурного наследия, в число которых на ряду с ул. Кузнецкий мост, Петровка, Китай-город, Арбат и т.д. вошла и ул. Школьная (получившая свое название в 1923 году), начался долгий период реставрации. Вначале годы проведенные в архивах в поисках исторических планов домов, изучение слоев краски фасадов и определение истинного цвета домов, и наконец сама реставрация.

Сейчас Школьная улица, это кусочек старинной Москвы, в окружении страшных многоэтажных панельных домов, которая по замыслу гениальных умов, должна создавать атмосферу тех далеких времен, когда от деревянных мостовых отражался цокот копыт, хозяева будились стуком дверном кольца, а проходившие мимо обозы исполняли скрипучие мелодии.




Честно, после прогулки по этой улице у меня остались противоречивые ощущения. Безусловно реставраторы по максимуму хотели сохранить облик старой улицы: остались каменные отбойники, что бы телеги не могли повредить фасады домов и огромные деревянные ворота, восстановили старый газовый фонарь... Но меня упорно не покидало чувство обмана.

 


Во-первых, как гласит статус улицы - она частично "пешеходная". Истинный статус хорошо видно на первой фотографии, это полностью парковка.

Во-вторых, заглянув во двор, мы обнаружили абсолютно новый кирпич и современный облик стен домов XVIII-XIX века. Странно, не правда ли. Покопавшись в инете, нашлось такое объяснение: в ходе реставрации было принято решение придать современный облик старым домам со стороны двора, чтобы не создавать резкого контраста между современными и историческими зданиями. Вот что-то я не верю, что было это сделано ради сглаживания контраста. А вот то, что очень затратно реставрировать все фасады, проще обложить их кирпичом, это да - вполне себе аргумент.

Потом мы никак не могли найти объяснение натянутым между домами от четной к нечетной стороне тросам. Зачем, для чего? Если это цельный дом из четырех стен, фундамента и крыши, то чего его держать? И снова на помощь пришел интернет. К одной статье про ул. Школьную, был комментарий очевидца, жившего или работающего неподалеку, который наблюдал за ходом реставрационных работ. Так вот, по его словам, современный вид задворки Школьной приобрели после сноса исторических стен. Т.е. от первоначального облика остались только фасады, все остальное было выборочно, а может и полностью снесено. Тогда все встает на свои места: и почему там тросы и новые кирпичные стены.

Выходит, что обман раскрылся, и Школьная улица это всего лишь декорация той старой шумной Москвы... Но погулять по ней все же стоит...













Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа.
Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Поесть. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Храмы к востоку от центра - виртуальная экскурсия

Римская, прогулка, гостевой пост

Previous post Next post
Up