Оригинал взят у
oldden в
Москва. Фотохром.Процесс "фотохром" изобретен в 1880 годах Хансом Якобом Шмидтом, служащим швейцарской фирмы «Orell Gessner Füssli». Цветные оттиски изготавливались совмещённой фото/литографической техникой: для создания итогового изображения требовалось от шести до пятнадцати литографских камней, на которые наносили специальный состав (для разных цветов камни были свои). С их помощью с черно-белого негатива делалось необходимое количество форм, каждый цвет наносился отдельно. Метод был запатентован в 1880-х годах: для швейцарской фирмы он оказался «золотым билетом», поскольку позволял выпускать изображения большими тиражами. На базе «Orell Gessner Füssli» в 1889 году была создана дочерняя акционерная компания «Фотохром Цюрих» (Photochrom Zürich, позже Photoglob Zurich AG), действующая по сей день. Как правило, компания получала оригинальные негативы от "местных" фотографов (авторство львиной доли фотооригиналов, увы, неизвестно), которые обрабатывались методом фотохрома уже непосредственно в Цюрихе. Особой популярностью на рубеже XIX и XX веков стали пользоваться фотохромные репродукции изображений городов и ландшафтов, которые продавались как открытки. Фотохромная география имела поистине широкий охват - Штаты купили лицензию на процесс, и "делами" Северной Америки (Канада, США, Мексика и Куба) занималась компания «Detroit Publishing Co», «P.Z.» же штамповала виды всего остального Мира.
* * *
В своё время мне на глаза попались репродукции фотохромных открыток, понятное дело, были среди них и виды Москвы. После заморочек вроде "ого, цветная фотография XIX-го века!", "ууу, это же лишь раскраска" и "подождите, как это, как это, Прокудин-Горский не слишком-то фотографировал Москву!", я разобрался, что сие - отдельный процесс. Тем занятнее стала прибавившаяся заморочка с номерами репродукций. "Московские" открытки «P.Z.» №8837, №8897, №8908, а потом ещё и №9027 рисовали в голове невероятную "количественную" картину - типа, что же это, как минимум около ДВУХСОТ фотохромных изображений Москвы?!? Но, проштудировав тему, полистав всякие интернет-источники, я понял, что "глаза завидущие, руки загребущие"... и применил губозакатывательную машинку. "Московских" картинок вовсе не около двухсот, а в четыре раза меньше. При этом, как выяснилось, сполпинка не так-то легко собрать воедино все известные фотохромные картинки, посвящённые Москве!.. Данный пост - робкая, но посильная попытка это сделать. Если будут находиться дополнения, с удовольствием буду пост апгрейдить!
Ну а пока - приглашаю на прогулку по старой доброй цветной Москве -
8835. Насколько я понимаю - первый порядковый вид Москвы «P.Z.»
8836. В первой половине 1890-х вместо разобранных обветшавших старых торговых рядов Красную площадь украсил этот комплекс в псевдорусском стиле. Поэтому - "Новые ряды".
Ну и да, как мы видим на примере этой репродукции, в Цюрихе порою либо с цветом ленились поработать, либо просто не представляли себе, как оно должно выглядеть, итог - перед Вами.
8837. В русскоязычных (и не только) подписях на «P.Z.»-открытках встречались "косяки", иногда небольшие и простительные, как здесь, а иногда довольно грубоватые (о таком - попозже).
Здесь вот явно не Красная площадь, например, но "тепло" - Беклемишевская (Москворецкая) башня Кремля, Васильевская площадь и часть Зарядья. (Впрочем - интересно, как бы Издатель кратко сформулировал такое положение дел?!)
8838. Иван Великий и Царь-пушка. Тут всё правильно :о)
8839. Вдруг кто удивлён - памятник Минину и Пожарскому действительно стоял до 1931 года Именно Тут.
8840. За Колоколом - Чудов монастырь. Как нейтрально любили добавлять в советское время - «не сохранился».
8841. Вознесенский монастырь, который в 1929-м году постигла та же участь, что и Чудов. На их месте ныне - "спорный" 14-корпус Кремля.
8842. Успенский собор. Стоит поныне. Интересная, всё-таки, избирательность в плане очистки территории Кремля от древних культовых строений была кое у кого!..
8843. Тут всё понятно. Каменный мост - второй итерации (после первого средневекового и перед нынешним "сталинским"), вполне себе ещё каменный :о)
8844. Благовещенский собор.
8845. Архангельский собор.
8846. Владимирские (Проломные) ворота Китай-города на Лубянке.
8847. По факту - "с Москворецким мостом". Трудности перевода, видимо :о) . Первый вариант репродукции.
8847. Второй вариант карточки №8847. Ту уже написали "ОТ Москворецкого моста", что, несомненно, правдивее, но не на все 100% :о) Как видим - использована другая фотография.
8848. Вид на Храм Христа Спасителя из (в оригинале почему-то "от", опять же) Кремля.
8849. Ивановская (Царская) площадь Кремля. На переднем плане - Николаевский дворец, сильно пострадавший во время революции и впоследствии снесённый наряду с Чудовым и Вознесенским монастырями. На их месте, как я уже говорил, возвели 14-й корпус, ныне ковыряемый под видом реконструкции.
8850. Первый вариант. Исторический музей и его окружение.
8850. Вариант №2. Издатель решил сконцентрировать внимание на здании Исторического музея.
8851. Иверские (Воскресенские) ворота Китай-города. Часовенка у ворот крупным планом будет на одной из последующих открыток.
8852. Собор Василия Блаженного. Вариант окраски - более разнообразный, по сравнению с №8836 - Издатель что-то заподозрил :о)
8853. Общий вид с Храма Христа Спасителя в сторону Кремля.
8854. Вид на Ильинские ворота Китай-города и памятник героям Плевны.
8855. Вид в сторону Кремля со Швивой горки. Нынче на месте домишек переднего плана - высотное здание на Котельнической набережной.
8856. Красная площадь и памятник Минину (и Пожарскому же, товарищи!)
8857. Улица (Малая) Дмитровка. Вид в сторону Страстного монастыря. Ныне вместо монастырских построек - "пушкинский" сквер и лестница к кинотеатру.
На этом первый "сезон" московских фотохромов заканчивается. Под номером 8858 идёт вид окрестностей Риги, 8859 - Нижний Новгород. Но внезапно -
8860. Хоть и не Москва, но вполне себе - её окрестность. Троице-Сергиева Лавра. Популярный вид: на месте фотографа в настоящее время - смотровая площадка.
8861. Лавра. Вид части монастыря.
Дальше - опять пробел по Москве. Кавказ, Крым, Украина - вплоть до так же внезапно затесавшихся ещё двух видов Москвы:
8898. Тверская площадь - так написано на открытке. По факту же - либо Страстная, либо площадь Тверских ворот.
8899. Вид (на Кремль) с террасы Храма Христа Спасителя. Слово "терраса" написано на открытке со сдвоенной "с" и одинарной "р". Что ж это, на рубеже прошлых столетий ещё не разобрались, какую букву в русском написании (по-иностранному ведь - "terrasse", или "terrazza") оставить сдвоенной? :)
Дальше по порядку опять идёт вкрапление из двух видов Нижнего Новгорода и двух видов Риги, после чего издательская мысль снова возвращается к Москве, на много репродукций подряд:
8904. Большой Кремлёвский дворец (и Благовещенский собор) - вид с колокольни Ивана Великого.
8905. Церковь Новоспасского монастыря. Точнее - собор Спаса Преображения.
8906. Успенский собор. Оригинальная подпись гласит, что где-то тут ещё и БЛОГОвещенский! Явное предсказание о будущей блогосфере, не иначе!
8907. Триумфальная арка. Вариант 1-й окраски арки от заграничных мастеров.
8908. Самый мощный ляп среди московских фотохромов, о чём я предупреждал где-то в начале. "Красная площадь", даже в оригинале (La Place Krassow, Площадь Краснова?)
Безусловно, красное имеется. Но не площадь, а Ворота.
8909. Румянцевский музей (Пашков дом).
8910. Часовня Иверской Божьей матери (у Воскресенских ворот Китай-города)
8911. Улица Покровка и чудесный («не сохранился») храм Успения Пресвятой Богородицы.
8912. Страстной монастырь.
8913. Петровский путевой дворец.
8914. Крутицкие ворота (надвратный терем).
8915. Снова "Новые ряды".
Тут опять вереница порядковых московских открыток у «P.Z.» заканчивается.
Спустя кучу номеров, городов и ландшафтов на мгновение возникает Третий вид Троице-Сергиевой Лавры:
8937.
Третий относительно большой этап порядковых фотохромов начинается, как я понимаю, с №9022.
9022. Стены и башни Кремля. Вариант.
Второй вариант, ракурс повыше, палатки снесены Собяниным, дерево с листвой. Видна надпись на русском и французском, инициалов «P.Z.» не особо замечено. Посему - никоим образом не утверждаю, что это вообще номерная открытка от "Фотохром Цюрих".
9023. Триумфальная арка. Вариант Второй окраски "от Производителя".
9024. Вид на Красные ворота и церковь Трёх Святителей. Так говорят мне мои глаза; что же там на самом деле написано - я пока не имею представления, как мы знаем, там может быть всё, что угодно ;)
9025. Лубянская площадь.
9026. Кремль. Памятник императору Александру II
9027. Новодевичий монастырь.
9028. Кремль. Чудов монастырь.
9029. Царь-пушка.
Кто-что скрывается под номером 9030, мне, увы, неизвестно...
По логике - что-то Московское ведь. Может быть, та картинка, что идёт в этом посте последней, ведь её номера я просто не знаю. Так или иначе, №9030 пока пропускаем.
9031. Памятник императору Александру III у Храма Христа Спасителя.
-/-/-/-. Вот она, открыточка "без номера". Ну как - вернее, она с номером, просто я не знаю, с каким. Варварка, палаты бояр Романовых.
* * *
Вот и закончилось большое красочное Путешествие. "Гулять" по фотохромной Москве - увлекательное занятие, тем более, что чую я, что оно сулит ещё всевозможные Открытия!
Буду надеяться, что со временем существующие пробелы устранятся.
Да, друзья! Если вам есть что сказать-добавить - буду только рад!
Всем приятной "прогулки"-просмотра!