МОСКОВСКИЙ ГАЗОВЫЙ ЗАВОД

Apr 03, 2009 01:13

В 1861 году майнцский купец Дитрих и петербургские купцы Сименс и Гальске обратились к Московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве в городе газового освещения. Торги на концессию выиграла фирма голландского предпринимателя А. Букье и английского инженера Н. Гольдсмита «Сity of Moscow gas company limited».



В 1865 году фирма выкупила часть огородов Кобыльской слободы на берегу речки Черногрязки, к югу от Нижнего Сусального переулка. Первыми заводскими постройками стали корпуса по производству газа из кокса. По линии Нижнего Сусального переулка были выстроены два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев). Тогда же архитектором Рудольфом Бернгардом по задней границе участка были построены четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре. Сам газовый завод был выстроен между газгольдерами и административным корпусом, представлял собою единое, симметричное в плане сооружение, состоявшее из нескольких цехов.



В 1888 году Английская компания передала концессию Генеральному Французскому и Континентальному Обществу освещения, а в 1905 году, по истечении срока контракта, завод перешёл к городу. В 1912 году начались работы по строительству новых корпусов с целью увеличения мощности завода. Старое здание было снесено ровно по линии симметрии, после чего техником Александром Константином Вольдемаром Рооп выстроено шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и ещё один небольшой газгольдер. Также был перестроен один из конторских корпусов по переулку.



В конце 1920-х и начале 30-х выстроен ряд вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов). Но после ввода в строй газопровода Саратов-Москва в 1946 году производительность завода резко снизилась. Основной его функцией стало производство тугоплавких газовых горелок, в том числе и ракетных сопл. Пол генплану Москвы 1971 года завод был включён в число предприятий, выводимых за пределы города. Тогда же его территория была разделена на несколько владений.





Это не часы с одной потерянной стрелкой :) Это старинный газовый счетчик, который показывал, сколько газа осталось в газгольдере.






В девяностые годы производство на территории завода, по печальной традиции, захирело, а его помещения заняли многочисленные коммерческие арендаторы. Но затем там стали появляться дизайн-студии, галереи и репетеционные базы, и появился проект реконструкции газового завода под многофункциональный художественный центр. Такой опыт в мировой культуре уже имеется - переоборудование аналогичного завода в Вене вызывает восхищение смелостью архитектурного решения и тщательностью сохранения уникального памятника. Но у нас на такую благую цель инвестора не нашлось, и проект так и остался проектом. Так же как и дипломная работа выпускниц МАРХИ О. Дихтенко и Е. Винтовой, которые еще в 1998 году разработали проект, предлагавший конверсию бывших газгольдеров в полифункциональный комплекс. Башни газгольдеров должны были превратиться в Клуб, Аттракционы, Выставочный павильон, Цирк и Оранжерею, а цеха завода адаптировались под «Площадь Мастеров» - магазины при творческих мастерских. Всем этим радужным надеждам и красивым планам не суждено было сбыться...



Но буквально несколько дней назад появилась информация еще более пугающая - некоторые здания уникального завода собираются снести! Уже готовы данные экспертизы, что в них нарушены нормы по количеству тяжелых металлов, и вообще они, дескать, сильно обветшали. А один из газгольдеров и вовсе "случайно" сгорел - что ж, методы очень знакомые. Надежда, конечно, умирает последней, но, видимо, в первозданном виде мы уже не увидим этот прекрасный псевдоготический заводской комплекс никогда.


Местонахождение комплекса.
На территорию вход по пропускам, но если кто хочет успеть поснимать - пишите мне в личку, я расскажу, как пробраться на завод.

промышленная архитектура

Previous post Next post
Up