В 1771 году, когда чума в Москве уносила в день до тысячи человек, а городские власти были бессильны противостоять чудовищному мору, московское купечество вызвалось помочь бороться с напастью. Тогда один из предводителей московских старообрядцев-федосеевцев Илья Алексеевич Кавылин явился к губернатору с просьбой дозволить ему устроить у Преображенской заставы «на свой кошт» карантин со старообрядческой богадельней и кладбищем при нем. Скорее всего, при других обстоятельствах старообрядцам было бы отказано: обычно им уступок не делалось. Но в этот раз нужда заставила власть искать помощи у кого угодно. Сама государыня Екатерина Алексеевна позволила Кавылину устроить в Преображенском богадельню с кладбищем. Первыми погребенными на Преображенском кладбище были не только старообрядцы: здесь хоронили всех умерших «гнилой горячкой», как называли в народе чуму, без различия вероисповедания. Но уже когда массовый мор прекратился, Преображенка сделалась кладбищем исключительно старообрядческим.
Комплекс, называемый Преображенским кладбищем, состоит из трех территорий, окруженных стеной с башнями и между собой разделенных также стенами: северного двора - Преображенской богадельни, южного - Никольского монастыря, и собственно кладбища между ними. Впоследствии кладбище разрослось: хоронить стали и за восточной стеной Никольского монастыря, а иногда и в самом монастыре. И. А. Кавылин, имея немалый доход от собственных кирпичных заводов, суконной фабрики и магазина заморских вин на Тверской, а также получая щедрые пожертвования от многих состоятельных единоверцев, построил вблизи кладбища с южной стороны большую Успенскую часовню (1792). Как считается, по проекту В. И. Баженова. Тут же Кавылин поставил большой корпус с теплой моленной. А в северной части общины поднялись шесть больших двухэтажных каменных корпусов с моленными в каждом. И все это было обнесено зубчатой стеной с псевдоготическими башнями.
Посреди кладбища стоит очень красивая Никольская часовня, выстроенная в стиле «русской готики». Ее авторство также приписывалось Баженову, ввиду явных художественных параллелей с дворцом в Царицыно. В. Пигалев, автор биографии знаменитого русского архитектора, даже называл точную дату постройки - 1772 год. Но впоследствии выяснилось, что часовня выстроена в 1804 г. архитектором Федором Кирилловичем Соколовым. В советское время она принадлежала филипповцам, одной из ветвей старообрядчества, и в часовне проводились службы. Но в последние годы община практически перестала существовать, и часовня потеряла свое культовое значение. Зато около пяти лет назад была проведена ее реставрация, и теперь памятник выглядит очень хорошо. Рядом с часовней стоит за отдельной оградой каменный резной саркофаг, на котором написано: «Под сим камнем погребено тело попечителя и учредителя Преображенского богадельного дома московского купца Ильи Алексеевича Кавылина, скончавшегося в 1809 году августа в 21 день пополудни в 2 часу на 78 году от рождения его».
Фото:
http://kudima177ru.ya.ru/ Местонахождение здания.