Никола-Ленивец: Калужский Стоунхендж

Oct 08, 2013 22:29



Именно о Стоунхенжде я подумала, когда я увидела то, что на верхнем фото. И (бейте меня), но Стоунхендж впечатлил меня меньше, чем то, что мы видели в Никола-Ленивце (уж очень  в Англии народу много и заградительных веревочек).
Стоунхендж интересен нам прежде всего своей притягательной непонятностью, причастностью к некой тайной мудрости, которой владели наши предки. Нечто в этом роде, как мне кажется, лежит в основе Никола-Ленивца, только преломленное через идеи творческого человека 21 века.
Никола-Ленивец разбросан по немаленькому пространству, где есть и лес, и высокий берег Угры, и старая церковь. Его сила - в единстве с ландшафтом, причем это единство - не только визуальное. Сюда входят и запахи леса, и усталость от долгой прогулки и лазания по "Арх-объектам", и возможность ласково прикоснуться к деревянным конструкциям, и пенье соловьев, и укусы комаров, и теплые лучи солнца (ах, как нам повезло, в Москве были ливни, а у нас только немного покапало по дороге), и пересохшее горло (до ближайшего магазина 6 километров).
Не буду давать формальную справку (желающих отсылаю к Википедии и пр.), отмечу лишь два факта. Один образец творчества Николая Полисского и Николо-Ленивецких мастеров мы видели в Москве в парке Отрада, но тогда он показался, как и прочие образцы современного искусства, не более, чем любопытной игрушкой. Кстати, то же самое относится и к многим  объектам, виденных нами в Никола-Ленивце, которые вызывали в лучшем случае улыбку, часто - недоумение, а иногда и раздражение. Однако главное из увиденного показалось на порядок сильнее, думаю, прежде всего, за счет вписанности в контекст ландшафта.
Искусство Никола-Ленивца недолговечно, причем изначально так и было задумано. Срок "годности" исчисляется годами, а иногда и неделями. Жаль... но так и задумывалось. и в этом тоже что-то есть.
Дальше будут фрагменты великолепного текста Григория Ревзина текста Григория Ревзина , а потом много фотографий, причем арх-объекты вперемешку с цветочками-лепесточками. Осязательный,  обонятельный и прочие компоненты, увы, я воспроизвести не могу.



Тот уникальный сдвиг, который произвел Николай Полисский, заключается в изменении типа функционирования искусства. Его произведения создают жители деревни Никола-Ленивец... Никому в мире еще не приходило в голову скрестить концептуализм с народными промыслами... Для понимания того, что предложил Полисский, надо учесть, что по образованию он - художник-керамист. Опыты русских художественных промыслов эпохи модерна рубежа XIX-XX веков, мастерских Талашкина и Абрамцева для него своего рода букварь, естественный образ действий...
Основой легитимности архитектуры... оказывается историческая укорененность, причем история с легкостью вносится в природу, так что девственные поля вдруг получают историческое измерение тысячелетиями - со времен, когда здесь возвели зиккураты и акведуки...
Всякому архитектору ведомо ощущение, когда ты выходишь на площадку, и вдруг чувствуешь, что земля уже примерно знает, что на ней должно быть построено, о чем она мечтает. Это какие-то протообразы, которых еще и нет, но уже вроде и есть, они прячутся во дворах, переулках, подворотнях или в складках ландшафта, в траве, на опушках какими-то туманными сгустками кажимости, которые надо увидеть, к которым надо прислушаться. Некоторым - и очень немногим - из этих протообразов суждено прорасти и реализоваться, большинству - умереть бесследно... Николай Полисский научился ухватывать эти образы...

Здесь мы начали наше знакомства с Никола-Ленивцем. Два таких столба как бы встречают прибывающих.



И прямо с дороги видно то, что я показала сначала - два ряда вертикальных конструкций. К первой мы сейчас пойдем, а вот - вторая.



Николай Полисский, называется "Граница империи".









Одна из верхушек второй группы башен. Они имеют какое-то отношение к проблеме искусственного интеллекта, так я поняла экскурсовода, которого как водится слушала вполуха.



Во всяком случае приводит эта аллея вот сюда, это явно искусственный мозг (Большой Андронный коллайдер??)



"Мозг, вид изнутри"



Рядом какая-то штука - вылитый пепелац (из Кин-дза-дзы). В нем дверка, можно попасть внутрь



Идем дальше. В лесу - избушка на "насесте". Мы забрались вверх и обозреваем нашу группу.



Мини-крепость построена из шишек





Одно из самых впечатляющие мест - Городище. Я половину пропустила мимо ушей, но на всякий случай - краткая справка.

В 1957 году рядом с деревней Никола-Ленивец археологическая экспедиция обнаружила древнее Городище - деревню, датируемую III веком н. э. Жили здесь явно неплохо: десять жилых домов, расположенных в два ряда, постройки для хранения урожая и припасов... В деревне занимались выплавкой железа, причем железную руду добывали прямо здесь - выкапывали из местных болот и лугов. Поначалу здесь жили представители балтоязычного племени голядь (т.н. «восточные балты»). Городище Николо-Ленивец было заселено с III по VII века н.э.
По-видимому, так художники представляли место, где обитатели Городища производили свои языческие обряды. Скажу честно, мне там было не по себе











Дальше выходим к деревне, где живут художники. Церковь



Рядом сооружаются какие-то новые Арх-объекты



А вокруг церкви... я даже не поняла, что это: полуфабрикаты новых поделок, бракованные экземпляры от уже реализованных проектов или так и задумано. Но... впечатляет.









А от церкви - вид на берег Угры. Я молчу...





Ну и конечно же Арх-объект под названием Маяк.





Изнутри



На штурм!



Высота взята!





Это называется Ухо.





Позолоченный телец



Практические вопросы.
Мы ездили в Никола-Ленивец с экскурсией от фирмы Магазин Путешествий, они возят туда примерно раз в месяц Попасть туда без личного транспорта практически невозможно, на личном - проблематично из-за плохой дороги последние 30 км. Помимо организованных экскурсий, ежегодно в июле, во время фестиваля Арх-Стояние ходят автобусы от Москвы.
Расстояние от Москвы около 180 км. Туда ехали 5 часов (пробки, плюс неоптимальное расположение места старта, отвратительная дорога последние километры), обратно - 4 (вылезли у МКАД), час обед, три часа - экскурсия, причем почти все время в движении, часто по плохим тропинкам. Свободного времени, за исключением обеда в деревне, практически нет. Утомительно, но того стоит.

Калужская область, музей

Previous post Next post
Up