Leave a comment

feona2003 November 4 2020, 08:27:42 UTC
По поводу туризма в монастыри. Если так подумать, то раньше туристов в монастырях не было, шли люди туда по делу, помолится, испросить совета.
Я всегда считала, что монастырям туризм во вред. Не в вам в пику. Я в принципе.
Сколько репортажей на тему "я человек нерелигиозный, я просто пришел поглазеть". Не знаю, но мне кажется, поэтому монастыри и не открываются людям, потому что они просто поглазеть.
У меня знакомые каждый год в Лавру ездили, так последние годы там оказалось столько китайцев, что пройти невозможно, они перестали ездить.
Хотя я и не отрицаю того, что туризм очень благотворно влияет на финансовое положение монастырей. Но это тоже тема огромного исследования.

Reply

moscow_i_ya November 4 2020, 08:32:12 UTC
Вопрос неоднозначный. Монастырь - это еще и памятник архитектуры, а он не зависит от религии.
А кроме того, грань между туристом-зевакой и верующим весьма тонка.
К примеру, когда бы были в Тибете, то в среднем посещали два монастыря в день. Это был один из самых сильных опытов в жизни.
В общем, тут простого ответа нет.

Reply

feona2003 November 4 2020, 08:48:04 UTC
Нет, конечно. Однозначного ответа нет. Это я просто рассуждаю.
Я помниться читала у вас про Тибет, нигде не видела, чтобы вы оговаривались, что человек нерелигиозный и они вам интересны как памятники архитектуры.
Почему-то это свойственно практически всем, кто посещает православные монастыри. Оговориться, чтобы не дай Бог не подумали чего.
Разве это не изначальный настрой? Там получать опыт.
А тут, так заглянуть, посчитать ярусы у колокольни.
Я у других практически не читаю такие репортажи по той причине, что это не больше и не меньше, чем поставить галочку по посещению "официальный святых мест" (фраза, по мне неудобоваримая).
Опять-таки, это я рассуждаю.
Я столько всего знаю негативного и про Оптину, в том числе, что должна впереди с флагом бежать, что там только ярусы и остались. Однако, стараюсь вообще не писать про них.
Впрочем, репортажи религиозных фанатиков тоже не айс.
Я знаю тот лес и очень понимаю ваши чувства. Правда, для меня практически любой лес несет в себе непознаваемое.

Reply

moscow_i_ya November 4 2020, 08:54:11 UTC
Как раз в Тибете было то, что не случилось в Оптиной Пустыни. Причем почти в каждом монастыре, где мы были.
И я жду, случится или нет, почти всегда.
Хотя с точки зрения туристско-познавательной, монастыри в Тибете - тоже очень интересно :))

Reply

feona2003 November 4 2020, 09:07:49 UTC
Кстати, с одной стороны не думаю, что на Тибете монастыри страшно рады наплыву туристов. Хотя опять-таки, благосостояние их от этого повышается.
Опять-таки, туристко-познавательное или познавательное.
Я все опять-таки про туризм. Другой пример.
Приехать в Тарусу, в маленький городок, которому почти тысяча лет и попытаться впитать его, понять, присмотреться или приехать как в город, где Цветаева девочкой танцевала голой с хлыстовцами гуляла и целовать камни, по которым она ходила. Что полезней городу и что полезней человеку?
Я не против туризма, но он у нас принимает извращенные формы и угрожающие масштабы в связи с проблемами в экономике.
Города, веси и монастыри, кстати, переиначивают в угоду туристам.

Reply

moscow_i_ya November 4 2020, 09:12:37 UTC
"Я не против туризма, но он у нас принимает извращенные формы и угрожающие масштабы в связи с проблемами в экономике."
И я как раз принимаю в этом самое деятельное участие :))
Что касается Тибета, то туда все-таки не очень легко добраться, поэтому, мне кажется, в большинстве монастырей всех рассматривают как своего рода паломников.
И кстати, на праздниках там адское столпотворение местных, которые ведут себя как и у нас на праздниках. Туристы на их фоне теряются

Reply

feona2003 November 4 2020, 09:40:10 UTC
И я как раз принимаю в этом самое деятельное участие :))
вот-вот и я о этом же!
Ну да, туда сложно добраться, а до наших можно и на автобусе, поэтому стучи ногой в дверь, лезь со своим уставом (это я не лично про вас, это в рассуждениях). просто был как-то пост, как народ спецом поехал в какой-то монастырь в Богом забытое место по убитой дороге.
Приехали, а там святой источник и записка, что ключ можно получить по такому-то телефону.
Так вот народ был страшно возмущен, что к ним с ключом не сайгаками принеслись, а пришли размеренным шагом через полчаса. Так себе монастырь оказался, неприветливый, турысты ему минус поставили и в угол на горох.
И на фоне этого репортаж с фотографией "Главная достопримечательность музея Цветаевой в Елабуге - балка, на которой она повесилась" смотрится за гранью добра и зла!

Reply

glukovarenik November 5 2020, 08:42:11 UTC
Я втиснусь и скажу про себя, с Вашего и Татьяны позволения :)
Я вот маниакально фотографирую все церкви, и целые, и заброшенные. И стараюсь зайти в каждую церковь и сделать там хоть 1-2 кадра. Потому что вдруг - или перестанут пускать вообще, или сгорит ТТТ или что угодно - а у меня и кого-то еще есть фотографии. Меня очень впечатлила история, что какое-то знаменитое здание смогли восстановить, только потому что было достаточное количество фото с конца XIX века.
Нескромно, может быть. Но я ведь носитель коллективной памяти. Примерно так.

Reply

moscow_i_ya November 5 2020, 08:47:50 UTC
Ох... не на тему Козельска и даже не вполне в тему комментария.
Просто на тему "перестанут пускать".
Была в Софии Стамбула, но... была не готова. Хотелось вернуться, чтобы взглянуть на мозаики другими глазами. теперь уже не посмотришь :((
И ужасно жалею, что не добралась до Кирилловской церкви в Киеве, не увидела Мадонны Врубеля. И какой это интерес - духовный, религиозный, искусствоведческий или туристский - кто его разберет. Тем более, так и не добралась.

Reply

glukovarenik November 5 2020, 08:53:58 UTC
Ну вот я примерно про это. Жизнь такова, какова. Подруга рыдала, когда Нотр-Дам горел - была в Париже раз 10 и все нос воротила - толпа, опять толпа, ну куда он денется. А вот делся. И мы делись из Парижа!
Поэтому я ношусь везде как сумасшедшая или "японский турист". теперь у меня есть фотографии, которые я могу разглядывать зимой (с)

Reply

feona2003 November 5 2020, 16:17:42 UTC
Да встревайте на здоровье ( ... )

Reply

moscow_i_ya November 5 2020, 16:39:54 UTC
Здесь два вопроса.
Первое: примет - не примет. От Оптиной были немалые ожидания - все-таки место совершенно особое. И если меня принимали монастыри в Тибете, то почему собственно заранее должна считать, что в родной России - безнадежно?
И второе: писать или не писать? Наполовину с вами соглашусь: все на продажу алтарь блогерского успеха - очень трудно не перейти грань, за которой дно. И боюсь, я ее иногда перехожу.
С другой стороны, если я писала об опыте Тибета и о других тонких материях, то почему бы не написать об опыте Оптиной пустыни, пусть и отрицательном?

Reply

feona2003 November 5 2020, 18:04:17 UTC
Мне сложно представить, ожидания чего были? Какие могли быть ожидания человека нерелигиозного от особого места? Сразить молнией? Открыться благодать ( ... )

Reply

moscow_i_ya November 5 2020, 18:12:37 UTC
Вы с одной стороны пишете, что это личное, что об этом вообще не надо писать, а с другой - хотите, чтобы я свои ожидания объяснила словами :))
Я бы рада, но действительно словами плохо объясняется.
К монастырю претензий нет и это действительно внутреннее - но в ответ на взаимодействие весьма сложное. Которое в данном случае не состоялось.
Фсё, более вразумительно действительно не могу :))

Reply

feona2003 November 5 2020, 18:15:38 UTC
Да я все к тому, что лучше может вообще вслух об этом не писать, чтобы такие зануды потом не приходили и не нудели))). Потому что оно вот как-то так выходит, что да, не объяснить словами)))

Reply

moscow_i_ya November 5 2020, 18:20:23 UTC
На самом деле я почти всегда об этом пишу, если есть соответствующий опыт - и такое в первый раз :))
Потому что если не писать о личном, то что собственно писать? Фотки показывать, отель ругать (хвалить) да исторические факты переписывать? Скучно :(

Reply


Leave a comment

Up