Институт Русского реалистического искусства

Jul 17, 2013 18:30



Что есть советское и постсоветское реалистическое искусство? У меня при этом сочетании возникают образы передовых доярок и строителей ГЭС, Допрос коммунистов, Письмо с фронта и незабвенный Леонид Ильич на трибуне съезда. Какая у него ценность? Ну разве что поностальгировать.
Когда я только собиралась в открытый недавно частный музей с помпезным названием Институт Русского реалистического искусства, уже догадывалась, что все не совсем так. Но что коллекция окажется такой интересной, не предполагала. Я не знаток и не ценитель, возможно, то, что мне понравилось, безвкусно и не имеет особой ценности, но если оно поможет кому-то добраться до музея или открыть для себя нечто новое, буду рада.
Итак, музей частный, его создатель - миллиардер Алексей Ананьев (Промсвязьбанк, Аргументы и Факты и многое другое, совместно с братом), православный верующий. Коллекцию он стал собирать для себя около 10 лет назад, большинство картин покупал у авторов, а потом сделал музей. Прекрасно оборудованное здание представляет собой бывшую котельную бывшей ситценабивной фабрики, основанной в 1823 году, ныне часть бизнес-центра "Новоспасский двор".
Три этажа мы прошли снизу вверх, хотя возможно стоит начинать с третьего, но покажу так, как мы смотрели.
Первый этаж, художники конца 20 - 21 века, ни одно имя мне не известно. Вопрос, который меня интересовал: что изменилось для художников "советской" реалистической закалки после 1990 года, когда исчезли "каноны" советского искусства? Да, появилось больше церквей и религиозной тематики, "чернуха" не появилась (или ее не покупали). Но... возможно мне показалось, но появилось больше легкости, больше свободы в красках и сюжетах, вообще стало интереснее и... светлее, что ли. Второй этаж. Тоже в основном конец 20 - начало 21 века, но имена более известные. Третий этаж. Здесь - признанные мэтры советской живописи: Герасимов, Дейнека, Пименов. Официоза немного, он скорее всего раскуплен давным-давно. Но в основном мэтры представлены небольшими картинами. И это - ошеломление. Вот совершенно замечательные краски пейзажа Лактионова. А Лактионов - это Письмо с фронта. Да, но Лактионов - это еще и ученик Исаака Бродского. Впрочем, Бродский, представленный портретом Ворошилова - это отдельная история.
Вот совершенно импрессионистский портрет матери и дочери Решетникова. А Решетников - это Опять двойка, правильная реалистическая картина, осуждающая нерадивого советского школьника.
А вот Куприянов - один из Кукрыниксов. Простой пейзаж, ничего особенного, если не сравнивать с "тройным" твочеством этого же художника.
Похоже им надо было переламывать себя, чтобы писать то, что висит в других музеях? И "отводить душу" в небольших картинах, которые раскрывают и их творчество и их драму совсем по-другому.
Фотографировать можно без ограничений. Но большогог смысла нет, потому что на сайте музея (раздел Медиатека - Художники) можно найти качественный фото практически всей экспозиции. А я, в соответствии с тематикой блога, покажу несколько видов Москвы. Интересно глянуть на город, где еще нет Церетелиевского Петра, но еще есть Дзержинский на Лубянке и гостиница Россия.

На картине, открывающей пост - площадь у метро Кропоткинская. Картина времени перестройки, и памятник Энгельсу закрыт столбом.
У Рижского вокзала



Стрелка и Красный Октябрь



Еще не Лубянка. Картина 1988 года



И под конец пара фотографий из окон: переделка ситценабивной фабрики в бизнес-центр, а котельной - в музей мне показалась сравнительно удачной





Павелецкая, музей

Previous post Next post
Up