Преждевременный шедевр: юбилей ТУ-144

Dec 22, 2018 21:03



Шедевры технической мысли не менее прекрасны, чем шедевры архитектуры. Поэтому стоя на поле аэродрома Жуковский сразу перед двумя сверхзвуковыми красавцами, я испытывала прежде всего восторг и трепет.
50 лет назад, 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире пассажирского сверхзвукового авиалайнера ТУ-144.
Смотрите фотосессию, а я попутно буду рассказывать, почему получилось так, что сверхзвуковой пассажирский самолет был создан и отправлен в полет, но летал совсем немного и в обозримом будущем сверхзвуковых пассажирских полетов не предвидится.

2.В 1960-е годы считалось, что будущее мировых пассажирских авиаперевозок за сверхзвуковыми авиалайнерами. Работы по созданию таких лайнеров шли в Англии, Франции и США. В СССР они начались в ОКБ Туполева в начале 1960-х. ТУ-144 опередил англо-французский Конкорд с первым полетом на 2 месяца.
Первый пассажирский рейс ТУ-144 совершил в ноябре 1977 года в Алма-Ату, и этот рейс остался единственным (и у нас был знакомый, которым им летал). Полеты на расстояние 3260 км проходили на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч, рейс совершался 1 раз в неделю  и перевозил 80 пассажиров. Первым пилотом всегда был  был летчик-испытатель из ОКБ Туполева и только вторым - сотрудник Аэрофлота. Билет стоил 80 рублей (на все другие рейсы - 62 рубля), поэтому летали в основном командировочные, которым билет оплачивало государство.


3.В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 - пассажирских, перевез 3284 пассажира. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. В качестве причин для этого решения называют катастрофу опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшую неделей ранее, а также нерентабельность рейсов: очень высокий расход топлива и очень сложное техническое обслуживание самолётов. Впоследствии ТУ-144 использовалася для срочных грузовых перевозок на маршруте Москва-Хабаровск, тренировочных полётов по программе подготовки к полётам на многоразовом космическом корабле «Буран», а также для испытаний силовых агрегатов стратегического бомбардировщика Ту-160.


4.Коммерческая эксплуатация Конкордов, начавшаяся в 1976 году, была более удачной, хотя столкнулась примерно с теми же трудностями. Однако у авиакомпаний, эксплуатировавших Конкорд, была возможность поднимать цены на билеты на высоту, недоступную при социализме: билет «туда-обратно» на рейс между Лондоном и Нью-Йорком стоил $10500 (!!). Последний полёт «Конкорда» состоялся 26 ноября 2003 года.


5.Дотошный читатель  поинтересуется, откуда взялась надпись Боинг. Это отдельная история, связанная с последними полетами ТУ144.
В 1995-1999гг этот лайнер использовался американским космическим агентством NASA для исследований с целью плана создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели аналогичные используемым на Ту-160, разнообразные датчики и испытательная контрольно-записывающая аппаратура. Вердикт американцев был неутешительным: коммерческая эксплуатация сверхзвуковых самолетов в обозримом будущем нецелесообразна.


6.Последний полет ТУ-144 совершил 26 июня 1999 года. Так заканчивалась эпоха сверхзвуковых пассажирских полетов.


7.Два лайнера, стоящие в Жуковском, показывают посетителям авиасалонов МАКС. А к юбилею привезли прессу и блогеров.


8.


9.Вид сзади


10.Не в обиду Суперждету, на его месте мог оказаться любой самолет, просто именно этот стоял рядом. На его фоне ТУ144, созданный на 40 лет  раньше, кажется декорацией фантастического фильма из будущего. Таковы причуды истории...


11.Почувствуйте разницу


14.Кабина пилотов. По словам специалистов, все, кому довелось летать пилотом  на Ту-144, говорили, что это лучший самолет в их жизни.


15.


16.Пульт бортинженера


17.


18.Вид из самолета на аэродром


19.Эти люди разрабатывали ТУ-144 и рассказывали о трудностях, которые преодолевали и о найденных решениях.


20.


21.Модель ТУ-144 для испытаний в аэродинамической трубе


22.И все-таки очень хочется верить, что сверхзвуковые пассажирские лайнеры - это не только прошлое, но и будущее авиации.


Большое спасибо фонду "Легенды авиации" за возможность прикоснуться к легенде.

я блогер, Рязанское направление, авиакосмическое

Previous post Next post
Up