Дубна. Шар.

May 17, 2015 23:05




Шар занимает почетное место в списке самых загадочных, мистическиех и пр. мест Подмосковья. Его происхождение действительно достоверно неизвестно, судя по количеству версий.
Огромный полый шар (точнее, усеченная снизу сфера, прикрепленная к земле колышками) диаметром около 18 метров появился  в лесу Тверской области в 1980 году (есть и другие датировки). Он представляет собой радиопрозрачный купол. Место примечательно тем, что с одной стороны, находится недалеко от города Дубна и Московского моря, с другой - труднодосягаемо из-за заболоченности.
Дальше начинаются версии предназначения и происхождения. Не разбираюсь в технической стороне вопроса, поэтому кратко перечислю лишь несколько.

Можно предположить, что первоначальное назначение шара - радиопрозрачная защита радиолокационных устройств от метеорологических воздействий. Мог использоваться для размещения аппаратуры слежения за космическими объектами или, например, в системе противоракетной обороны (Википедия)

Согласно наиболее вероятной версии происхождения шара, он является радиопрозрачным куполом советской командно-измерительной системы «Куб-У», установленной в 1963-1965 году в НИПе-14 - одном из командных пунктов в подмосковном городе Щёлково для контроля космических аппаратов. Как раз в 1980 - год появления «таинственного» шара под Кимрами, КИС «Куб-У» была списана как морально устаревшая и заменена на более усовершенствованную. Один из вышеуказанных радиопрозрачных куполов могли транспортировать в дальнейшем из Щёлково в сторону наукограда Дубны на вертолёте, либо на каком-то ином транспорте (версия чаще всего встречается, первоисточник определить не удалось).

По другой версии, в районе села Игнатово собирались строить военную базу, в качестве третьего кольца противовоздушной обороны Москвы

В конце 1970-х годов у вертолета, который вез в Дубну диэлектрический колпак для параболической антенны космической связи, лопнул трос, конструкция упала в лес, и ее решили не вывозить.

Этот "шар" - радиопрозрачный купол - появился там в 1986 году - вертолетчики тренировались на Чернобыль, а НПО "Алмаз" оформляло тогда земельку под Дубной, для строительства базы отдыха. Земля дело долгое, и пока бумажки ходили по чиновничьим кабинетам, решили участок "застолбить"/"пометить" - ответственный за это один из главных конструкторов договорился с вертолетчиками за 2 (Два) ящика армянского коньяка и Ми-6 забрал купол в Химках, перенес его на сотню км и поставил на поляне, где он сейчас и находится (источник)

Шар считается очень труднодоступным, и регулярно бывая в Дубне, мы лишь в этом году до него добрались. Впрочем, среди жителей Дубны он не очень известен (таксист, подвозивший нас, только от нас о его существовании и узнал). Я бы сказала, что в сухую погоды (в иную Шар вряд ли достижим) труднодоступность несколько преувеличена, основные способы добирания я постараюсь изложить.
Если честно, то я не уверена, что Шар заслуживает того, чтобы специально добираться до него из Москвы. Но если совместить с осмотром Дубны, или Кимр, или с купанием в Московском море, то почему бы и нет? Мы во всяком случае остались довольны.
Но давайте по порядку.
Наш способ добирания оказался неплохим для тех, у кого нет автомобиля, по трудозатратам на пеший переход, но не очень дешевым. На автостанции Дубна (улица Березняка) мы нашли таксиста, который согласился отвезти нас до деревни Ларцево, где по данным интернета, кончалась приличная дорога. Таксист, как выяснилось, не представлял, куда ехать, а приличность дороги  оказалась весьма относительная (когда-то там был асфальт, но сейчас он еле заметен), поэтому вместо оговоренных 400 рублей он потребовал 700, но мы сочли это адекватной ценой.
Дальше мы отправились пешком.

2.Дорога от Ларцева до поворота на Шар занимает примерно 3 км.



3.



4.Поворот отмечен



5.После поворота идти еще около километра, качество дороги ухудшается.



6.Когда мы задумались, а удастся ли пройти, то увидели Шар.



7.Он не кажется таким уж большим



8.Отверстия для входа изначально не было



9.Внутри действительно потрясающая акустика, довольно грязно и изрисовано. Правое пятно света - отверстие в форме замочной скважины



10.Верхнее отверстие



11.Материал, из которого сделан Шар



12.Мы решаем пройти немного дальше и добраться до берега Московского моря (около километра). Добрались...



13.



Потом мы пускаемся в обратный путь. От Ларцева, куда нас довез таксист, идем пешком около 6 километров до деревни Губин Угол, куда, как мы выяснили, заходит автобус из Дубны, и на наше везение, до него оставалось минут 20. Так что на этом наше пешее путешествие закончилось, всего мы прошли около 15 километров, правда часть из них - по сильно пересеченной местности.
Дальше - фотографии флоры и фауны с дороги
14. Как выяснилось из комментариев, гадюка. Будьте бдительны!



15.



16.



17.



Варианты как добраться; карта
Итак, самый очевидный вариант - на автомобиле до Ларцева, далее пешком (около 7 км в два конца). На внедорожнике скорее всего можно добраться как минимум до поворота на шар, а также до находящейся немного дальше поворота деревни Игнатово, откуда идти к шару пешком.
Наш вариант - на такси до Ларцева, далее пешком
На автобусе до и от деревни Губин Угол, далее пешком (всего около 20 км)
Также можно добраться на велосипеде (велосипедистов мы немало встретили), но это скорее для жителей Дубны и активных велотуристов. Сложно, но реально добраться на мотоцикле (мотоциклистов мы также видели)
Добраться реально, если дождей не было как минимум несколько дней.

18.Расписание автобусов на автостанции Дубна. Автобус 110 ходит 6 раз в день, расписание соблюдается, проходит через весь город, на него можно сесть у вокзала Дубна.



Указатели блога: Экскурсии Интересное. Достопримечательности Места Музеи Культура. Храмы. Реки Водоемы Персоналии Поесть.Из любимых постов Воскресенские карьеры - одно из самых необычных мест Подмосковья

Дмитровское направление, природа, сюжет

Previous post Next post
Up