"Репетиция оркестра" в театре Сац как ремейк "Пети и волка"

Mar 30, 2015 18:00



(фото с официального сайта театра)

Сначала про "Петю и волка" и еще несколько фактов.
В 1936 году Наталия Сац обратилась к Сергею Прокофьеву с просьбой написать для детей музыкальное произведение, по ходу которого дети познакомятся с оркестром и с звучанием различных музыкальных инструментов. Эта нестандартная просьбы была воспринята с интересом, и в итоге родилась симфоническая сказка "Петя и волк", где каждый персонаж (пионер Петя, волк, утка, птичка, дедушка, охотники) был представлен музыкальным инструментом или группой инструментов. Параллельно шел текст про храброго пионера, который спас утку и пленил волка. Перед началом сказки детям рассказывали про музыкальные инструменты и показывали их звучание.
В детстве у меня была эта пластинка, и я до сих пор помню бодрый голос: "Рано утром пионер Петя вышел на лужайку".



Вот персонажи спектакля на здании Детского музыкального театра. Обратите внимание: рядом с каждым из них - инструмент, который играет его партию.

В 1978 году Федерико Феллини  поставил "Репетицию оркестра" - фильм о бунте музыкантов против дирижера, обернувшийся бунтом против музыки.
В 1979 году Детский музыкальный театр под руководством Наталии Сац получил собственное здание
В 1993 году умерла Наталия Ильинична Сац. В театре осталась ее дочь Роксана, которой сейчас 88 лет.
В 2010 году в театр имени Наталии Сац пришел новый главный режиссер - Георгий Исаакян.
В 2014 году Георгий Исаакян ставит "Репетицию оркестра". Текст фильма Феллини в основном сохранен, вместо музыки Нино Рота музыка Россини и Верди. На роль дирижера приглашен итальянский дирижер Фермани, прямой потомок Джузеппе Верди, а роль хранителя театра (переписчик нот в фильме) исполняет Роксана Сац. Она открывает спектакль, обращаясь к зрителям, как много лет делала ее мать, а потом и она сама.

Самое потрясающее в этом спектакле - его расположение. За пять минут до начала подтягиваешься к входным дверям и неожиданно слышишь: вход внизу. Спускаешься, проникаешь в боковую дверь и видишь совершенно пустой зрительный зал, затянутый чем-то белым. В полном замешательстве ныряешь в какой-то проход и оказываешься в святая святых... на сцене.
Так мы и смотрели "Репетицию": над нами - высоченный купол, где мелькают огоньки наподобие звезд, за спиной - куски реквизита: сова, фрагменты огромных часов и что-то совсем непонятное.
Сам спектакль вызвал противоречивые мысли и чувства. Общее впечатление - сильное и определенно со знаком плюс. И само пребывание на сцене, и прекрасная музыка, и потрясающий дирижер с невероятно красноречивой спиной, и Роксана Сац как живой символ сохранения традиций и преданности музыке, и крупные планы музыкантов на экране - все это захватывает и вовлекает в спектакль.
Тем не менее, основная направленность "Репетиции" по сравнению с фильмом сместилась. Примерно 80% времени занимает собственно музыка и рассказы о музыкальных инструментах, исполняемые оперным речитативом. Если музыка прекрасна и возражений не вызывает, то на мой немузыкальный вкус речитатив вместо обычной речи, плюс оперные арии - уже перебор. А развития действия отступает на второй план, получается современный вариант "Пети и волка": музыкальное просвещение, упакованное в сюжет, чтобы было интереснее. Но Феллини - этот все-таки не сказочка про пионера Петю. Наполовину (если не больше) потерянного сюжета жаль...

И все-таки, повторю, в целом постановку вытягивает блистательная музыка и реальный драйв безоговорочно преданных ей музыкантов. После спектакля адски хочется попасть на "настоящую" репетицию, чтобы почувствовать этот драйв в полной мере. И есть шанс, правда небольшой, что таки попаду совсем скоро (если бы не работа...).

Указатели блога: Экскурсии Интересное. Достопримечательности Места Музеи Культура. Храмы. Реки Водоемы Персоналии Поесть.Из любимых постов "Настоящая" репетиция в театре Покровского

Университет, театр, культурное

Previous post Next post
Up