Захарово - Большие Вязёмы

Dec 19, 2013 21:10

История этих мест и их роль в жизни Пушкина несколько более примечательны, чем это можно предположить из краткой информации, с которой я начну. Но об этом потом.
Село Захарово было куплено бабушкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в 1804 году, и поэт проводил здесь летние месяцы ("ездил на дачу") до 1811 года, когда М.А.Ганнибал продала имение своим родственникам. Потом Пушкин приезжал сюда в 1830-е годы.
Дом Ганнибалов воссоздан в 1999 году (и это уже не первая попытка восстановить давно исчезнувший оригинал)

Памятник Пушкину с бабушкой

Спуск к пруду. Тишина... Красота...

Пушкин любил гулять в березовой роще.

И еще раз памятник. Поставлен в 1999 году.

Так вот, о роли Захарова в жизни поэта очень интересно написано в статье Л. М. АРИНШТЕЙН. СЕЛЬЦО ЗАХАРОВО В БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА:
"В основе невысокого научного интереса к «захаровскому» периоду жизни Пушкина лежит мнение, что детские годы поэта вообще и его жизнь в Захарове в частности существенного влияния на дальнейшую судьбу, а тем более на его творчество не оказали.
Мнение это едва ли справедливо. Ведь именно здесь, в подмосковном имении Марьи Алексеевны Ганнибал, в детском сознании будущего поэта сложились первые и потому самые неизгладимые впечатления, связанные с укладом и бытом среднерусского поместья, образ которого сопровождал Пушкина всю жизнь и занял заметное место в созданной им поэтической картине мира. Вспомним, что до поездки в Михайловское летом 1817 г., когда поэту уже исполнилось восемнадцать лет, он никаких поместий, кроме Захарова, не видел и не знал"
Свидетельство тому - поездка (поездки?) в Захарово в другой период жизни, поездки без всякого практического смысла, ностальгические, как сейчас сказали бы. Об этой поездке писала мать Пушкина: «Он совершил этим летом сентиментальное путешествие в Захарово, - писала она дочери Ольге, - единственно чтобы увидеть место, где он провел несколько лет своего детства».
А еще о приезде Пушкина вспоминала дочь той самой Арины Родионовны, Мария, которая жила в Захарове.
"...Вдругорядь он приезжал ко мне сам, перед тем как вздумал жениться. Я, говорит, Марья, невесту сосватал, жениться хочу... и приехал это не прямо по большой дороге, а задами; другому бы оттуда и не приехать: куда он поедет? - в воду на дно! а он знал... Уж оброс это волосками тут (показывая на щеки); вот в этой избе у меня сидел, вот тут-то...
- Когда ж он - летом приезжал или зимой?
- Летом, батюшка; хлеб уж убрали, так это под осень, надо быть, он приезжал-то... я это сижу, смотрю: тройка! я эдак... а он уж ко мне в избу-то и бежит... Пока он пошел это по саду, я ему яишенку-то и сварила; он пришел, покушал... все наше решилося, говорит, Марья; все, говорит, поломали, все заросло! Побыл еще часика два - прощай, говорит, Марья! приходи ко мне в Москву! а я, говорит, к тебе еще побываю... сели и уехали!.."
Исследователь считает, сопоставляя факты и даты, что речь идет по меньшей мере о двух разных поездках в Захарово - до и после женитьбы.

Исследователь считает, что впечатления от последних поездок легли в основу произведений, где самого названия нет, в частности, некоторых фрагментов "Дубровского".
"Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.
Через 10 минут въехал он на барской двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошенный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и вбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника"
(Реальная Арина Родионовна к этому времени уже умерла, но Пушкин заходил к ее дочери).
Автор исследования приводит немало свидетельств в пользу того, что этот фрагмент - "протокольная запись его приезда в Захарово в июне 1830 г."

Для того, чтобы перейти в второй части нашей истории, процитируем фрагмент из Дубровского, предшествующий приведенному выше.
«Антон повез его проселочными дорогами. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы»

Село Большие Вяземы находится примерно в двух километрах от Захарова, и именно в Вяземы семья ходила в церковь. Здесь похоронен брат Пушкина, умерший в детстве.
В конец 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство. В конце XVI в. здесь значилась "церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда". Тогда же была построена звонница псковского типа, нехарактерная для этих мест по своей архитектуре. И церковь, и плотина (на фото, увы, нет), и пруд, и звонница сохранились до наших дней.

Пушкин, часто бывая в Вяземах, имя Бориса Годунова скорее всего знал и запомнил еще с детства.
В 1694 г. усадьба в Вязёмах была пожалована Петром I своему воспитателю, князю Борису Александровичу Голицыну. При Голицыных здесь появился в 1784 году дом-дворец (что называется, почувствуйте разницу с домиком в Захарове), парк, а также много других построек, которые я не буду перечислять.

Это место знало немало славных имен. После Годунова здесь жил в загородном поместье Лжедмитрий. Согласно легенде, здесь в 1812 году, во время отступления русских войск из Бородина, с интервалом в один день останавливались Кутузов и Наполеон; и спали они на одном и том же диване. Также усадьбу посещали Павел Первый, Гоголь, Толстой, Пржевальский. А хозяйка усадьбы времен Пушкина, Наталья Петровна Голицына, стала прототипом графини из Пиковой дамы.
Так мы начали свой рассказ Пушкиным, к Пушкину и вернулись.

Что сказать об этих местах сегодня? Места вокруг Захарова хороши, но в музее, где исправно торгуют сувенирами, нет ни теплого туалета, ни малейшей возможности перекусить и выпить что-то горячее. А ведь дети ездят (при нас на стоянке было три экскурсионных автобуса, и дети образовали немалую очередь в сувенирном киоске).
Что касается Вязем, то при всей красоте видной издалека церкви, стоит сказать, что парк небольшой и зимой не смотрится совсем, а рядом грохочет дорога, галдят дети и ходят через замерзший пруд по своим делам местные жители. Отсюда возможно и некоторое разочарование. Хотя положительных эмоций больше.

Информация. Сайт музея-заповедника Пушкина, объединяющего Захарово и Большие Вяземы. Обратите внимание на схемы и планы усадеб, они помогут вам ориентироваться (в Захарове мы поплутали).
Дорога туда: электричка Белорусского направления на Звенигород, станция Захарово.
От Захарова до Вязем: дошли пешком (около 2,5 км) сначала вдоль шоссе 50-километрового кольца, потом вдоль Можайского шоссе. Можно подъехать на автобусе или маршрутке, которые идут до станции Голицыно (заявлен интервал 10-20 минут, но нас ни одна не обогнала). Перекус - в кафетерии-магазине, у выхода от Захарова к шоссе (вполне приемлемо, есть кофемашина).
От Вязем до Москвы: пошли к станции Голицыно (около 2,5 км), по дороге встретили маршрутку Одинцово-Голицыно, сели на нее, в Одинцове пересели на автобус до Москвы. Если ориентироваться на маршрутку (возможно это удобнее, чем топать до станции Голицыно или ехать туда на местном автобусе), то нужно от усадьбы Большие Вяземы выйти на шоссе и пройти немного в сторону Москвы, там будет остановка.
В целом интересная неутомительная поездка для любого времени года.