Большой Кремлевский дворец В.И. Баженова

Jun 13, 2013 10:42



Не крепостью неприступной мыслю я себе Кремль, в коем от врагов когда-то было
удобно скрываться, а местом добродетели, просвещения и славы народной.
В.И. Баженов
Двести сорок лет назад был торжественно заложен Большой Кремлевский дворец, архитектором которого выступил Василий Иванович Баженов. Дворец должен был полностью изменить облик всего Кремля, да и не только Кремля - всей Москвы. К сожалению, или к счастью, к этому можно относиться по-разному, он так и не был возведен. Сегодня мы можем вспоминать это грандиозное сооружение не только по архивным картинам, но и по сохранившейся модели Кремлевского дворца, которая сама по себе является шедевром.


Лопяло К.К. - Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция.

В начале своего правления императрица Екатерина II Великая отводила особую стратегическую роль Москве. Именно поэтому Кремлевский холм, ее исторический, политический центр, должен был обрести новое лицо. После недавнего пожара московские дворцы сильно обветшали и не могли быть использованы императрицей.В 1767 году Бецкой поручает Бланку и Жеребцову разработать проект новых покоев, по-видимому, в Кремле. Об этом узнал архитектор В.И. Баженов, командированный в Москву для «казённых артиллерийских надобностей», и загорелся идеей: «из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля».


Василий Иванович Баженов
Судьба выдающегося русского зодчего Василия Ивановича Баженова была неразрывно связана с эпохой Просвещения. Он учился в Москве, Петербурге, Фарнции, Италии, за выдающиеся успехи был избран профессором Римской и Флорентийской академий, а также членом Болонской академии. Кремлевский дворец стал первой большой работой Баженова.

Идея Баженова состояла в застройке всего Кремля огромным дворцом, внутри него должны были оказаться все древние постройки и Иван Великий. Этой идеей архитектор поделился с графом Григорием Орловым, который покровительствовал ему. Идея графу понравилась.

Вскоре после приезда императрицы в Москву в 1766 году Баженов с помощью Орлова получает аудиенцию у Екатерины и подробно излагает свой план перестройки Кремля. Баженов своим докладом убедил императрицу, и спустя год проект был уже в достаточной степени готовности. Екатерина создает специальную Экспедицию Кремлевского строения и указом 10 января 1768 года назначает главным архитектором В.И. Баженова, а главой Экспедиции - генерал-поручика М.М. Измайлова.
В своем проекте Баженов стремился выразить идею: "Москва - Третий Рим". Замысел и композиция появились не сразу, было несколько вариантов плана. Прообразом дворца стал собор Святого Петра в Риме.

В 1768 году Баженов с группой архитекторов отправился в Санкт-Петербург для утверждения проекта, но утвержден был только фундамент. С 1 июля 1768 года началось создание модели и подготовка к строительству, а графическая часть проекта завершилась к концу года. Кроме поэтажного плана в проект были включены фасады и разрезы.
31 января 1769 года проект был утвержден, но в нем произошли изменения: дворец был развернут выпуклой стороной к реке и вплотную к Кремлевской стене, что поставило ее под удар. Древние постройки как бы оказались в объятиях нового дворца, при этом в инструкции, подписанной императрицей, говорилось о строгом сохранении всех старых построек Кремля.


Генеральный план перестройки Московского Кремля

Дворец предполагался четырехэтажным: два нижних этажа были предназначены для служебных надобностей, самым парадным был третий этаж - именно здесь должны были быть покои императрицы, наследника, а так же парадный зал.
Протяженность фасада составляла 639 метров, и он был объединен колоннадой ионического ордера. Вокруг колоннады был организован форум, который должен был стать, по задумке автора, местом, где бы собирался народ во время праздненств и торжеств. Мощный рустованный цоколь и высокая колоннада должны были скрыть постройки Соборной площади и значительно изменить традиционный облик Кремля.



Центром композиции планировалась овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы.
Особой нарядностью выделялся главный зал (50 х 70 метров) - он представлял из себя скорее городскую площадь.
Решение входа было оригинальным: круглая лестница, в центре которой размещалась ротонда с колоннадой.



Проект здания был готов, но не готовы были проекты Коллегии, или Присутственных мест. Задержкой было отсутствие задания, но Баженов добился разрешения Екатерины присовокупить фасад Коллегии к модели.



Основные проектные работы продлились 6 лет. Параллельно с ними Баженов создавал деревянную модель дворца. Модель делалась в масштабе 1:48. Она выстраивалась тщательно и постепенно. В процессе ее изготовления отрабатывались детали планировки, внешней архитектуры дворца и его интерьеров. Это было было уникальное сооружение по качеству исполнения и размерам. Модель выполнялась из липового дерева, карнизы резались из клена, а во внутренней отделке применяли яблоневое и грушевое дерево. Миниатюрные детали отливались из свинца, а скульптурный орнамент был выполнен из гипса. Поскольку лучшими столярами в то время считались немцы, руководить пригласили мастера Иоганна Миллера.
Интерьеры залов были исполнены с учетом мельчайших подробностей. Для росписи были приглашены живописцы Иван Некрасов, Федор Милашев и некоторое время работал польский художник Иван Лигоцкий.

Для создания модели в октябре 1769 года в Кремле, около Арсенала, был выстроен специальный деревянный модельный дом. В 1770 году Баженов попросил позволения Екатерины для демонстрации еще изготавливаемой модели публике. И она разрешила допускать "публику, кроме подлого люда". Эта модель стала настоящей достопримечательностью, к которой допускались зеваки в последнюю субботу каждого месяца. Экскурсию проводил сам архитектор и члены его команды.

В 1769 году начали разбирать старые деревянные здания Кремля и проводили серьёзные земляные работы, поэтому летом 1770 года по инициативе Баженова были укреплены стены Архангельского и Благовещенского соборов. Затем были разобраны здания Приказов, старая Оружейная палата, здание Вотчинной коллегии, в 1772 году разобрали церковь Черниговских Чудотворцев. После последовал указ Императрицы: «сломать городовую стену по Москве-реке от церкви Благовещения до церкви Петра митрополита, а церквей сих не трогать» - разобрали Тайницкую башню и две Безымянные башни около нее, а также между Петровской и Благовещенской башнями. Также разобрали Казенный двор, здание Запасного дворца, палаты Трубецких и конюшенный двор Чудова монастыря.



В 1771 году в Москве разразился чумной бунт, и был выдан указ о прекращении всех работ по Кремлевскому дворцу, но Баженов настоял на продолжении работы и сам активно продолжал заниматься созданием модели. Когда работа над моделью закончилась, оказалось, что потрачено на нее было из казны около 60 000 рублей. Параллельно попытались составить смету. Получилось несколько ее вариантов с суммой от двадцати до тридцати миллионов рублей. Затем смету пересмотрел архитектор Кампорези, и ее сумма удвоилась. Стоимость одной парадной лестницы, идущей к реке, оценивалась в пять миллионов.
9 августа 1772 года начались земляные работы.



В том же году была закончена работа над моделью, и императрица пожелала увидеть ее в Петербурге. Зимой следующего года разобранную модель перевезли в столицу на 120 санях. Рассмотрев модель ансамбля, Екатерина подписала указ с распоряжением о строительстве.
1 июня 1773 года в 9 часов утра начался великий день для Баженова - день торжественной закладки.



На это торжество съехалась знатная публика, аристократия, московские власти и духовенство. Место будущей закладки было оформлено по эскизам самого Баженова.
С вершины холма к храму славы, поставленному на месте разобранной Тайницкой башни, вела парадная лестница в 150 ступеней. На храме славы были расположены щиты, прославляющие дела Екатерины II:
Взлетая на восток орёл российский блещет.
Колеблется Стамбул и Азия трепещет.



После церковной службы в Архангельском соборе, процессия двинулась к месту закладки. Где и заложили медную вызолоченную доску со следующей надписью:
«Сему сданию проект сделал Российский Архитект московитянин Василий Иванович Баженов. Болонский и Флорентийской Академии, Петербургской Императорской Академии Художеств Академик, главной Артиллерии Архитект и Капитан, сего сдания начальный архитект, Экспедиционного строения Член, от роду ему 35 лет. По сочинении прожекта за Архитектора был Титулярный Советник Матвей Казаков… Закладка была 1 июня 1773 года при императрице Екатерине Алексеевне Второй и при наследнике, сыне её, Павле Петровиче»

После закладки генерал Измайлов - руководитель торжеств - угощал у себя знатнейших особ, а для рабочих было выставлено угощение: 20 вёдер водки, 40 вёдер пива и шестьсот калачей.

Весной 1775 года появились тревожные признаки, связанные с подвижкой грунта: начали оседать массивные контрфорсы, отчего в опасности оказался Архангельский собор, который стоял на откосе. Также случилось несчастье - упала стена на месте снесенной церкви Черниговских чудотворцев.
Была собрана комиссия, в которую вошли К. Бланк, И. Яковлев, Г. Бартенев, которые установили, что для укрепления старых зданий надо ускорить сооружение фундамента нового дворца. Это объяснение подтверждало, что опасности для старых зданий нет, но такое заключение не устраивало Екатерину, которая уже охладела к этому проекту. Ведь этот проект противопоставлял старую Москву, которую она недолюбливала, новой столице - Петербургу.
В апреле того же 1775 года осели контрфорсы Архангельского и Благовещенского соборов, что послужило хорошим поводом Екатерине для остановки проекта, несмотря на рекомендации архитектора по ремонту храмов. Прекращение работ вызвало большой шум: в Москву был отправлен подполковник Герард, который составил заключение, выгодное императрице, но московские зодчие, в частности придворный архитектор Антонио Ринальди, отказались его подписать. Тогда виновником был выставлен Баженов, что бросило тень на его карьеру.
Так в 1775 году было остановлено строительство дворца и началось восстановление Кремлевской стены и башен. В 1776 году по обмерам воссоздали Тайницкую башню, а исправление стен закончили в 1783 году.


У Благовещенской башни виден уступ на стене, полученный после ее восстановления

Так воплощение столько громко начавшегося проекта дворца неожиданно остановилось.

Теперь напоминают о дворце только оставшиеся проектные чертежи, уступ на Кремлевской стене, да модель, о которой мы и поведаем дальше.

В конце 1774 года модель перевезли обратно в Москву, повредив по дороге. После ремонта ее вновь собрали в модельном доме, где она простояла до начала XIX века. В 1896 году большую ее часть перенесли  в специально спланированный зал  Оружейной палаты. Потом она лежала в подвалах Румянцевского музея уже в разобранном состоянии.
В 1906 году модель отреставрировали и поместили  в архитектурно-художественное отделение Политехнического музея. Там она находилась до закрытия этого отдела в 1929 году, после чего модель разобрали и вернули в ведение Оружейной палаты; семь лет она находилась в нижних помещениях колокольни Ивана Великого.
В 1936 году модель Большого Кремлевского дворца передали Музею архитектуры.



В следующем году наиболее сохранившуюся часть модели экспонировали в Белом зале ГМИИ им. Музее архитектуры, приурочив выставку к 200-летию со дня рождения Баженова.



В собранном виде она экспонировалась в Большом соборе Донского монастыря, однако в 1991 году модель была разобрана и перемещена в основное музейное здание на Воздвиженке. Двадцать лет она находилась в запаснике в разобранном виде.




Сейчас чудом сохранившаяся модель дворца экспонируется в Музее Архитектуры им. Щусева. Очень рекомендуем посетить эту выставку, потрясающая модель дворца расположена в нескольких залах и дает полное представление, каким же масштабным должен был быть этот дворец.



Использованная литература:
1. В. А. Резвин - Архитектурное наследие России. Василий Баженов
2. Материалы выставки

Большой Кремлевский дворец, 18 век, макеты, Баженов

Previous post Next post
Up