Об актуальности современного Московского Кремля…

Mar 05, 2010 21:26



Иван III (1462-1505) окончательно уничтожает зависимость Москвы от Золотой Орды и принимает титул «государя всея Руси». Москва превращается в столицу единого государства, и старые, обветшавшие укрепления уже не могут выполнять свою функцию. В то же время, отставание России, обусловленное монгольским опустошением, выявило некоторые проблемы в осуществлении мероприятия своими силами. После обрушения недостроенного Успенского собора Иван III по совету жены (последней Византийской принцессы Софьи Палеолог, проживавшей до замужества в Риме) обращается к итальянским инженерам и архитекторам. По тем временам это было прогрессивное решение. Итальянские «гасторбайтеры» чуть позже распространились по всей Европе и оказали значительное влияние на ее культуру и искусство. В деле фортификации на тот момент итальянцы были впереди планеты всей. Так что вполне естественным из решения о приглашении итальянцев вытекает их привлечение к постройке Московского Кремля.

Аристотель Фиораванти прибывает в Москву из Болоньи в 1475 году и тут же предпринимает революционные шаги, оказавшие влияние на всю дальнейшую историю архитектуры России. В первую очередь он строит кирпичный завод (до того кирпич в России не применялся), делает изменения в растворе для каменной кладки и т.д. Есть подозрение, что с его помощью делается общий проект перестройки Кремля, который затем строится уже с привлечением других итальянских мастеров. Кроме того, делаются шаги в деле отливки пушек, ядер для них, отрабатываются рецепты порохов.

Новая крепость по тем временам совершенно передовая, так как использует все достижения науки. Она полностью приспособлена для артиллерии: может противостоять артиллерийскому огню противника, приспособлена для массового размещения артиллерии на башнях и стрельницах и т.д.

Другое дело, что в тот же самый момент происходили революционные изменения в конструкции самих артиллерийских орудий. Практически уже во время строительства Кремля происходит событие, кардинальным образом перевернувшее представление о крепостях. Во время первой Итальянской войны (в 1494 г.) французский король Карл VIII использовал сразу несколько нововведений в артиллерии. Установив новые бронзовые орудия на колесные лафеты, с которых и ведется теперь огонь, он применяет вместо каменных ядер, которые раскалывались о кирпичные стены, чугунные. И добивается немедленного результата. Очень маневренные орудия позволяли быстро сосредотачивать огонь всей артиллерии на отдельном участке крепостной стены, а чугунные ядра приводили к обрушению стен за считанные часы. Это моментально сделало новейшие итальянские крепости устаревшими.

Но Италия была далеко, а строительство Московского Кремля подходило к концу. Кроме того, наличие артиллерии у главного противника - татар, было под вопросом. Упоминание татарами «огненного боя» всего несколько раз встречается в летописях.

Так что Кремль не просто строился «для красоты», как сейчас многие считают, он действительно на момент строительства был новейшей крепостью, и одной из мощнейших в Европе. И причины для этого были. Еще по меньшей мере 100 следующих лет Московской Кремль находился под угрозой настоящего врага.

Основную опасность представляли набеги крымских татар, которые были для Крамского ханства единственной формой дохода. В набеге, возглавляемом ханом, участвовало практически все взрослое мужское население Крыма. При этом большинство участников набега занимались грабежом и захватом пленных. Полная мобилизация давала ханству до 150 тысяч воинов (для сравнения, Великое Княжество Литовское, чье население было больше почти в 5 раз, могло выставить только 40 тысяч ратников).

В течение первой половины XVI века произошло до 40 нападений крымских татар на территорию Московского государства. Набеги приходились в основном на время, когда русские крестьяне участвовали в полевых работах и не могли быстро укрыться в крепостях: на Троицын день - в начале июня, во время жатвы - в конце июля или начале августа.

Часто набеги не достигали стен Москвы, как например, походы 1507 (первый поход), 1512 и 1517 годов оканчиваются на рубеже укреплений «Берега». Однако уже в 1521 году татары под предводительством хана Махмет Гирея подходит к самым стенам Москвы, и вынуждают подписать «постыдный для России» мир, который опять ставит Москву в зависимость от татар (всего через 40 лет после уничтожения зависимости от Золотой Орды). В 1527 году - в Москве опять вводиться «осадное положение», в связи с появлением татарских полчищ в непосредственной близости от столицы.

В 1533, 1534 и 1535 годах татары разоряют Рязанские земли. 1541 - их останавливает только построенный Зарайск. 1547, 1548, 1550, 1551 - татарские набеги опустошают русские земли, в 1552 Давлет Гирей только услышав, что русские войска ушли под Казань, тут же выступает на Москву. Однако сведения оказались не верными, и Гирей отступил. Однако и эта ситуация показала, что без крепкого тыла наступательные операции невозможны.
Далее следуют еще несколько набегов, один из которых оканчивается катастрофой - в 1571 году Давлет Гирею удается опустошить Москву, только пожар Москвы спасает ее от полного уничтожения.

Этим, однако, дело не кончается, следует еще несколько набегов, и набег 1591 года так же заканчивается у самых стен Москвы. Набеги продолжаются вплоть до первой четверти XVIII столетия, с удивительным постоянством и переменным успехом. Однако для русских земель исход всегда один - широкая опустошенная полоса земли, по которой прошли татары, сжигая поселения, уводя в «полон» местных жителей.

Таким образом, укрепления Московского Кремля строились не с целью выполнения представительской функции. Они были реальной, насущной необходимостью. Это вызывало и постоянную заботу правительства о состоянии укреплений. Уже после окончания основного строительства итальянский мастер Алевиз Фрязин в 1507-1519 годах обкладывает камнем рвы перед Кремлем, устраивает несколько запруд на реке Неглинной. Таким образом, Кремль получает еще одну, передовую линию укреплений. Следующие укрепления возводятся в 1534 году, когда итальянский инженер Петрок Малой возводит земляные укрепления, а в следующем году он же закладывает каменные стены Китай-города. Эти стены (как и стены Кремля) выполнены по последнему слову техники. В Европе в это же время как раз появляются низкие, широкие стены, приспособленные для размещения орудий (до того орудия размещались только в башнях), низкие, открытые сзади башни - больверки, так же предназначенные для артиллерийского огня, и способные противостоять огню орудий противника. В Европе такие башня получили названия «больвеков», «бульваров» или «бастионов».

Уже после разграбления Москвы Давлет-Гиреем, при Борисе Годунове возводиться еще одно кольцо укреплений - «Белый Город». К сожалению, о его устройстве мы имеем очень отдаленное представление. Строительство этой стены еще не было закончено, когда в 1591 году татары вновь оказались под стенами Москвы. Однако москвичи сумели быстро окружить московские посады деревянной стеной с башнями, вооруженными артиллерией. Эта стена получила название «Скородома». Хан Казы-Гирей ограничился обстрелом Москвы и отступил.

Этот набег был последним татарским набегом на Москву. Однако стены Кремля не потеряли своей актуальности еще некоторое время. Так, уже Петром I Кремль и Китай-город опять были окружены новым бастионным поясом укреплений, в связи с опасностью похода на Москву теперь уже шведских войск. Эти бастионы были снесены только после Отечественной войны.

Таким образом, Московский Кремль был не игрушечной крепостью, возведенной для представительских задач нового государства, для красоты. Эта крепость действительно выполняла свои функции, много раз оказываясь на самом передовом рубеже. При этом была построена на самом современном уровне, с привлечением самых квалифицированных специалистов, вполне соответствовала своему значению и являлась одной из сильнейших крепостей Европы.

заметки и рассказы, кремлёвские стены и башни

Previous post Next post
Up