Карл (Чарльз) Николаевич Берд

Jul 16, 2009 19:56

26-летним молодым человеком в Россию из Шотландии приехал Чарльз Берд, несколько лет прослужил на Александровском пушечно-литейном заводе,сколотил небольшой капитал, удачно женился на дочке петербургского заводчика Моргана (тоже выходца из Шотландии) и стал владельцем заводика на Галерном острове.




Заводик постепенно превратился в одно из лучших литейно-механических предприятий, выпускавшее печи для сахарных заводов, коленчатые валы, лопасти и паровые машины. Здесь же, на острове, Берд построил корабельную верфь, лесопильный завод и паровую мукомольню.



За "усиленные и разнообразные труды на пользу мануфактурной промышленности" правительство в 1811 г. пожаловало Берда чином обер-гиттенфервальтера 8 класса.



А в 1815 году на заводе Берда был пущен на воду первый в России пароход, Берд назвал его "Елизавета". При большом стечении народа и в присутствии членов августейшей фамилии стимбот "Елизавета" продемонстрировал свои ходовые качества в пруду Таврического дворца. Публика ликовала, а Берд получил выгодные правительственные заказы.



Имя Берда стало символом успеха, появилась поговорка: на вопрос "Как дела?" петербуржцы отвечали: "Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже".



На заводе изготовлялось большое количество металлоконструкций для петербургских мостов и зданий, фонари, ограды, детали декора, рельефы, скульптура, для устройства городского водопровода, для Тульского оружейного завода, Шлиссельбургских шлюзов, устройства для обточки стекла по заказу Императорского стекольного завода и многие сложные по тем временам механизмы.



После смерти Чарльза Берда наследники продали завод, ставший в последствии частью объединения "Адмиралтейские верфи", поговорка была забыта, но остался маленький мост через речку Пряжку, который носит славное имя Берда.



После революции предприятие было национализировано, переименовано в 1922 г. в завод им. Карла Либкнехта и до 1924 г. было закрыто ввиду отсутствия топлива и металла. С 1928 г. - это Государственный медеобрабатывающий завод им. Ворошилова. На нем было развернуто производство продукции из алюминия и алюминиевых сплавов. Здесь в 1930-е гг. был изготовлен первый отечественный цельнометаллический самолет «Максим Горький» и освоен прокат алюминиевой фольги.



В годы войны завод был в основном демонтирован и эвакуирован на Урал. На оставшемся оборудовании для нужд фронта наладили выпуск броневого листа, пиротехнических снарядов, минометных взрывателей, снарядных поясков и выполняли правку лопастей воздушных винтов для боевых самолетов.



После войны завод назывался: «Ленинградское Адмиралтейское объединение». В наши дни завод Берда входит в состав завода «Адмиралтейские верфи».



Берд как бренд оставил в Петербурге след - на его заводе были изготовлены:
-барельефы Александрийской колонны, медных украшений, капители колонны и ангела на вершине монумента,
-фигуры для здания Сената и Синода,
-части купола Исаакиевского собора,
-пробные экземпляры сфинксов на Египетском мосту,
-памятник победе в Куликовской битве,
-пролетные строения всех висячих мостов, а уж о фонарях, решетках, балконах - и говорить нечего...
-отлиты ядра и лафет для Царь-пушки в Кремле...

заметки и рассказы, современные фото, оружие, Царь-пушка, фото

Previous post Next post
Up