Эксперты Массачусетского технологического института разработали модель распространения слухов и сплетен в замкнутых сообществах: небольших городах или районах большого города.
В каждом таком сообществе есть устоявшаяся цепочка людей, которые все время распространяют какую-то информацию.
Во главе такой цепи стоит лидер мнений: он запускает слух, который потом волнами распространяется по сообществу.
Такого человека можно использовать в корыстных интересах. Например, ему можно передать информацию, которую неплохо было бы распространить. Это полезно и для бизнеса, и для государственной власти.
Выявить таких людей просто. Поспрашивайте в городе, кто здесь самый влиятельный человек и от кого обычно горожане узнают новости. Затем стоит найти местных лидеров мнений: учителей, хозяев магазинов и прочих. Если большинство людей заявило, что узнает информацию от них, то это и есть главные сплетники в городе. Им вполне можно доверить важную информацию, которую вы хотите распространить.
Экономика сплетен
Общество состоит из людей, связанных в единую коммуникационную сеть. Информация передается одному из участников этой сети, а затем по цепочке идет от человека к человеку. Так появляются слухи, сам процесс ученые назвали «распространение от центра».
Информация является новостью лишь в течение ограниченного периода времени. Затем собеседники могут устать от ее обсуждения или найти более увлекательную и более свежую новость. Общество может одновременно обсуждать несколько возможных тем.
Центрами этой системы являются люди, которые чаще сплетничают по поводу друг друга. Обычно в обществе они хорошо известны, участники сети могут их назвать.
Как запустить сплетню: найти самого влиятельного сплетника
Эту теорию эксперты проверили на примере 35 деревень в индийском штате Карнатака. В среднем в деревне было около 200 домохозяйств.
На первом этапе у респондентов подробно вызнали, с кем они общаются. Например, кто посещает их дом, к кому ходят в гости они, у кого они занимают деньги и кому они дают в долг, кому они дают советы и к чьим советам прислушиваются. Обобщив данные, ученые нарисовали для каждой деревни схему передачи информации по цепи.
На втором этапе респондентам задали два вопроса. На них согласилась ответить лишь половина опрошенных.
1. Если мы захотим представить вашей деревне новый кредитный продукт, кому лучше всего доверить эту информацию, чтобы затем ее распространить?
В ответах респонденты упоминали примерно 5% домохозяйств.
2. С кем лучше поговорить, чтобы как можно больше людей узнали о концерте или спектакле, который мы хотим провести в деревне?
В ответ респонденты упоминали примерно 4% домохозяйств.
Ученые также выделили группу лидеров мнений: в нее попали 13% населения. Это учителя, хозяева магазинов, лидеры местных общественных организаций и другие авторитеты.
В результате выяснились, что, как правило, самые главные сплетники деревни - лидеры мнений (учителя или торговцы), при этом являющиеся членами влиятельных семей или домохозяйств. Реже встречается ситуация, когда домохозяйство называют влиятельным, но лидера мнений в нем нет. В этом случае члены домохозяйства все равно играют значительную роль в распространении слухов и сплетен.
http://bg.ru/society/kak_pravilno_rasprostranit_spletnju_v_gorode-21837/