Мало кто понимает, что политическая история России с начала ХХ века и по нынешний момент имеет ключевую болевую точку - это вопрос о балансе представительной/законодательной и исполнительной властей.
Судьба царской Думы - вначале как попытки ответа власти на революцию 1905 года, затем, после третьеиюньского переворота, как площадки «дозволенной» элитной фронды, а в 1917-м как ключевого «движка» похоронившей её Февральской революции - об этом.
Лозунг «Вся власть Советам», как другая сторона медали основного из ленинских «апрельских тезисов» - «никакой поддержки Временному Правительству» - вознесший большевиков на вершину и ими же самими профанированный - об этом.
История про «караул устал», разгон Учредительного собрания, давший начало гражданской войне - об этом.
Попытки найти оптимальное соотношение между партийной и советской составляющей в разные периоды соввласти, «страна советов», которой при этом управляли не «советы», а партийная вертикаль - об этом.
Бунт советских квазипарламентов, будь то Съезда или верховных советов в национальных республиках, ставший детонатором превращения Перестройки в похороны СССР - об этом.
Противостояние Ельцина с Верховным Советом, вылившееся в 1993-м в скоротечную гражданскую войну на улицах Москвы - об этом.
Механика политической борьбы в ельцинской России после 1993-го, оппозиционная Дума против правительств «младореформаторов» - об этом.
Успех Путина как лидера, впервые за долгие годы получившего благодаря победам «Единой России» лояльный себе парламент - об этом.
Болотная с её «вы нас даже не представляете» в адрес только что избранной Думы - об этом.
Даже нынешняя межбашенная возня, целиком проистекающая из неспособности системы принять ситуацию, при которой Дума не управляется в ручном режиме кремлевскими клерками, а работает как самостоятельный, хоть и полностью лояльный президенту институт - об этом.
И, надо сказать, мы до сих пор не решили этот, поставленный ещё в начале прошлого века, вопрос. О том, каково место парламента, партий, выборов и депутатов в общей системе власти, в каком соотношении находятся между собой правительства (у нас их два - Белый Дом и АП) и парламенты (у нас их тоже два - СФ и ГД) друг с другом.
Конституция - решение образца 1993 года, не допустившее «второй гражданской» в масштабе страны - один из самых успешных в историческом смысле документов этого жанра. Более успешный, чем ленинская конституция 1922-го, заложившая мину под единство страны в виде «права наций на самоопределение вплоть до отделения»), чем сталинская конституция 1936-го, на юридическом фундаменте которой вершился Большой Террор (по сути, ещё одна скрытая гражданская война), и чем брежневская 1977-го, ставшая «дорожной картой» распада СССР.
Но она именно что зафиксировала status quo, «подвесив» проблему на неопределенно долгий период. Вопрос, впервые остро вставший перед страной еще в 1905-м и с тех пор регулярно всплывавший в каждую новую политическую эпоху, не снят с повестки до сих пор.
https://chadayev.ru/blog/ssyilki/fejsbuk/2018/12/12/pro-25-letie-konstitutsii/