Арбитражный суд Московского округа согласился с решениями столичного антимонопольного ведомства, выступавшего ответчиком по искам АО «Райффайзенбанк» и ПАО «Банк ВТБ».
Судебные разбирательства касались нарушений требования законодательства о рекламе из-за рассылки СМС-сообщений.
Как рассказали в пресс-службе УФАС по Москве, в начале 2020 года оба банка были признаны распространителями рекламы на телефонные номера граждан в отсутствие соответствующего предварительного согласия. Поводом к разбирательству стали жалобы граждан на СМС-рассылку с персональными предложениями по кредитным продуктам. Банки оспорили решения столичного антимонопольного ведомства в судебном порядке. АСГМ и 9-й ААС отказали им в удовлетворении требований.
Арбитражный суд Московского округа также поддержал позицию столичного УФАС о навязанном характере согласия на рекламу при включении его в договор на банковское обслуживание, а также при автоматическом проставлении галочки в соответствующий пункт договора до подписания клиентом.
Суд согласился, что включение подобного условия в договор в ситуации, когда у потенциального клиента отсутствует возможность вносить в него какие-либо изменения, а при несогласии с таким условием клиент вынужден полностью отказаться от заключения договора, противоречит принципу добровольности, закрепленному гражданским законодательством, и не соответствует требованиям ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе».
Кассационная инстанция также согласилась с выводом антимонопольного органа о рекламном характере банковских СМС-сообщений, которые содержат в себе обращение к клиенту по имени и отчеству и указывают на индивидуальные условия кредитования. В частности, в УФАС считают, что включение в шаблонные СМС-сообщения обращений, незначительно измененных процентных ставок, сумм кредитов и т. п. не исключает рекламного характера таких сообщений.
https://legal.report/kassacziya-podderzhala-pozicziyu-fas-v-spore-s-rajfajzenbank-i-bank-vtb/