Внезапность в Семилетней войне. Часть 2.

Oct 27, 2024 15:37

Кольберг-1760.
Русские пришли с моря! И не просто пришли, постреляли с кораблей, понюхали и ушли, а в небольшом отдалении от города высадили осадный корпус со всеми нужными принадлежностями и через очень короткое время комендант должен был признать, что времени на подготовку ему не дали, а хотелось бы хотя бы недели две при подходе русских через всю Померанию (Кольберг на её самом севере). С осадой получилось конфузно, но это сейчас это не тема статьи. Внезапность появления достигнута; похоже в Петербурге перестали болтать о своих планах, к тому выйдя в море русская эскадра исчезла с радаров, а никакого даже захудалого сторожевого судна у пруссаков не было (были, но шведы всех потопили годом ранее).
Что лично меня поражает, в отличие от комнатных историков, для которых береговая черта это просто линия на карте. Осмотрев сам Кольберг, я отправился к морю на место высадки с намерением символически замочить ножки и горло. С курса не сбился, иду верно, уже слышен рокот волн, но сам берег закрыт полосой кустарника. Прошёл её, раздвинул ветви и обомлел.




На фото всё понятно: пятиметровый обрыв, в какую сторону не глянь. Конечно, это не острые скалы, а песчаник, можно на заднице съехать, хотя риск подвернуть лодыжку и кричать на несколько километров в никуда "помогите" укротил мою решимость. Спуститься можно через промытые ручьями расселины - но как же тут поднималась армия с пушками и телегами? А если у немцев там пост с орудием? это будет избиение в духе "Рядового Райана"...
Все другие десанты Семилетней войны выходили на берег в удобном для них месте подальше от врага, сгружали обоз, собирались в колонны и шли к месту осады. Это пара дней форы неприятелю. Внезапность терялась, но такова плата. Попытались англичане в 1759 сунуться прямо в порт Мартиники - их береговой артиллерией так отделали, что даже до спуска лодок не дошло; попытались в 1761 высадиться на остров Бель-Иль максимально далеко от крепости, пускай берег и скалистый. Там их ждали обычные стрелки, даже без орудий и укреплений. Просто сверху расстреливали, пока англичане пытались гуськом через расщелины подняться на плато. Высадка сорвана.

1757 год. Богемская кампания Фридриха.
Тут придётся говорить о коктейле, о смеси внезапности но и опережения противника в приграничном развёртывании. Пруссаки выступили с зимних квартир раньше австрийцев, ещё в начале апреля, ворвались в северную Богемию, где австрийцы держали склады продовольствия для своего наступления с минимальной охраной, и захватили их. Это хорошо. Но что дальше? Дальше прусская армия форсированным маршем пошла на Прагу, причем по пути за несколько часов сражения проломила первую австрийскую заградительную линию. Подошли к Праге в очень больших силах, по сути всеми, что мог собрать Фридрих без ущерба для других театров. А там стоит вся австрийская рать, причем не просто физически находится и кашу варит (это у Апраксина под Гросс-Егерсдорфом), а стоит давно, выбрав самые удобные линии и изгибы ландшафта для обороны. Уже хорошо зная повадки Фридриха, один фланг Карл Лотарингский примкнул к стенам города, а другой, отказавшись от красивой прямой линии войск загнул и поставил за прудами рыбохозяйства (чехи очень любят карпа с тмином). Сражение с утратой внезапности приобрело характер прямой бойни.

Я вижу, что статья сырая и потерял нить: рассказывать о внезапных удачах или также и о провалах упования на эту госпожу? Ладно сделаю меланж того и другого.

Яркий и перекликающийся с предыдущим эпизодом случай полнейшего провала. На Западном фронте союзная армия решила устроить французам вынос складской инфраструктуры во Франкфурт-на Майне. Армия была пожиже фридриховской обр.1757 года, поэтому решили ограничиться только ранним выступлением (первые числа апреля) и только складами, без пражского побоища. Полный провал. Французская разведка была на высоте и перед городом союзники встретили уже развёрнутую вражескую армию, сбить её не смогли и к амбарам и складам Франкфурта допущены не были.

Если спуститься с уровня многодневных операций до генеральных сражений, то там тоже люди ещё перед первыми выстрелами подготавливали противнику сюрпризики - и это я не говорю о каких-то егерских засадах в лесу или налёта гусар, а о решениях на уровне командующих войсками, для выполнения которых нужна внезапность.

1757. При Гросс-Егерсдорфе оба военачальника решили похитрить.
Гейнц Апраксиан устроил "обход линии Мажино", переправившись со столбовой дороги на Кёнигсберг, где его пруссаки страстно ждали три месяца, строя укрепления, на другой берег Преголи. Но переправа всей армии до последнего отставшего с постройкой мостов заняла три дня и пруссаки раскусили этот манёвр, тоже переправившись туда, но быстро. Выигрыш Апраксин получил, но не такой весомый, как мечталось.
В свою очередь Левальд решил ответить предутренним штурмом русского лагеря. Начал хорошо, выступив в два часа ночи и дошёл до поля битвы без обычных ночных недоразумений Это как забить на первых минутах. Но потом стал вести себя как старый осёл, не понимающий, что Внезапность и Скорость это сёстры. Решил, что ему надо продлить линию ещё пошире. Выделенные войска побрели к назначенному месту. Пока эти шли, оставшимся полкам было велено для бодрости духа бить в барабаны и играть на трубах. Побудочка, русня! Уже рассвело, а один час был уже потрачен. Еще два ушло на прогон с поля совершенно безобидных казачков и неэффективное равномерное раскидывание немногочисленных снарядов по всей линии русского фронта, включая глухой лес и обозы. (в ВОВ за такое планирование артподготовки сразу под трибунал). Итог вам известен. Внезапность обиделась и покинула старого фельдмаршала, а он сам ушёл из этого казино в одних трусах.

Обратный случай, когда Внезапность сработала потому что военачальник не торопился.

Цорндорф-1758.
Действия и решения русского главнокомандующего Фермора с рассвета и до полудня заслуживают больших похвал. Он манёврами вынудил слабую армию атаковать сильную в лоб. Но уже после начала сражения произошло два момента. Осматривая поле предстоящего сражения Фермор увидел, что один из его флангов, что говорится, обеспечен, секъюритизирован от большой прусской атаки. И больше на него внимания не обращал, не выделив сюда ни батальона.
Вот смотрите на фото: пруссакам пришлось бы сначала спускаться по такому склону, потом преодолеть топкий ручей и под огнём карабкаться вон туда к линии деревьев наверх. Нет, исключено.
Но к нашему несчастью прусский ещё тогда кронпринц во время ссылки в Кюстрин проезжал тут много раз и понимал, что для его выученной кавалерии это будет по силам. Отчего поставил здесь 31 эскадрон Зейдлица.
Когда прусская атака захлебнулась Фридрих запиской приказал атаковать. Молчание. Когда стала пятиться - снова приказ вступить в сражение. Молчание. Курьер говорит, что Зейдл
иц всё принял к сведению, но никаких приказов не отдал. И только когда русские войска в атаке и даже уже преследовании потеряли всякую структурную стройность в пыли и дыму, вот только тогда Зейдлиц попросил Внезапность помочь ему и на внешний вид тупое промедление обернулось разгромом этого фланга русской армии, полдела было сделано.

Есть два удачных применения фактора не случайной, а рассчитанной рискованной внезапности. Первая случилась в деле форсирования Рейна Союзной армией в 1758 году. Рейн в низовьях крупнейшая река Европы, мост через нее придётся наплавлять километра два длиной. Поэтому стоящая на западном берегу французская армия насчёт этого участка не беспокоилась, войск де Контад тут не держал и патрули вели дело разведки спустя рукава. У союзников переправочных средств имеется метров на 500, и что, дальше вплавь на соломенных плотах что-ли, как через Днепр в 1943? Исключено.
Не знаю, кто родил идею, но армия союзников скрытно подошла на восточный берег и немножко углубилась на голландскую территорию (как я уже говорил, погранвойск на ленточке не было в современном смысле). Предварительно за деньги и молчание у голландских речников были наняты лодки, на них захватили броском плацдарм, а потом из оных же добили недостающие звенья для наплавного моста.

1759 год, Квебек. Ко второму месяцу осады ни о какой серьёзной внезапности англичане и не помышляли. Французы были везде начеку днём и ночью. Оставалась недели три и британский флот будет вынужден с позором уйти, чтобы не вмёрзнуть в лёд на обратном пути. Город имел круговую стену, а подступы обороняли полевые войска в окопах. Везде, кроме небольшого сектора на юго-западе. Квебек построен на скале и если есть пологие участки, то тут пустое поле, где квебекцы пасли коз и овец, а дальше крутой обрыв и скалы внизу (нет даже ровного пляжа, как на моих фотках кольбергских круч). Как английский главнокомандующий высмотрел здесь неохраняемую расщелину и решил атаковать не отрядом рейнджеров, а всей армией сразу - история уже никогда не узнает, ибо он был сразу убит и никаких бумаг со своими мыслями и рассуждениями не оставил. Англичане высадились (это дело нехитрое, тут главное было вскарабкаться) без выстрела и в итоге взяли Квебек. За три месяца этой кампании внезапность поработала на них три часа, но этого хватило.

Семилетняя война

Previous post Next post
Up