Со времён перестройки в сознание наших граждан вбрасывается ложное утверждение, что, якобы, концлагеря фашистов и ГУЛАГ - это абсолютно одно и тоже. А за этим утверждением, сразу следует другое, что
ГУЛАГ - это гораздо хуже. При кажущейся на первый взгляд правдоподобности - это утверждение, разумеется, абсолютно ложное. Чтобы это увидеть, стоит обратить внимание на небольшую деталь, мелочь, которая может сказать о сути явления больше, чем многословные объяснения.
В данном случае, сравнивая концлагеря нацистов и ГУЛАГ я предлагаю вспомнить один, всем известный образ . Это
татуировки, которые наносили на руки заключённым в концлагере.
Именно эта татуировка ярко показывает, в чём отличие концлагеря в фашистской Германии от исправительно-трудового лагеря СССР.
Исправительно-трудовой лагерь СССР - это место где отбывают срок наказания преступники, осуждённые на основании судебного решения. То есть, когда человек нарушает закон, и его за это привлекают к ответственности - он будет обязан понести наказание, в данном случае - отбыть срок в лагере. После выхода на свободу, такой человек уже не считается преступником. Такой человек становится обычным гражданином, хотя, конечно, с пятном на своей биографии. При этом, если выяснится, что человек понёс наказание незаслуженно - он имеет право на реабилитацию и снятие судимости. То, что я описал - это общепринятая система правосудия, которая существует во всех странах. И поэтому, заключённые строившие каналы в СССР, принципиально ничем не отличались от заключённых, строивших в это время дороги в США.
Концлагерь, от описанной системы отличается принципиально.
Чтобы попасть в концлагерь не нужно проводить следствия и суда. Вина человека не требует доказательств, потому что преступлением является сам факт его существования. Евреи, славяне, цыгане, коммунисты виновны тем, что они евреи, славяне, цыгане, коммунисты. А единственная форма наказания за это «преступление» - уничтожение. Концлагерь - это машина для уничтожения. Человека помещают туда не для того, чтобы он вышел на свободу и снова вернулся в общество. Человека бросают в концлагерь, чтобы он там умер, а перед смертью принёс небольшую пользу хозяевам лагерей. Такую же пользу, которую приносит скот на бойне, или полено, брошенное в печь. Люди, попадая в эту машину смерти, перестают быть людьми, они становятся кусками топлива, на которых педантичные хозяева лагеря ставят номера - те самые татуировки на руках.
Я вполне допускаю, что люди уравнивающие Бухенвальд и Вятлаг, делают это, будучи ослеплёнными иррациональной ненавистью к советскому. Но те люди, которые
разработали и вбросили в общественное сознание тождество коммунизма и фашизма, действуют вполне холодно и расчётливо, понимая, что результат из работы - реабилитация фашизма.
Эта работа ведётся по многим направлениям, в том числе и через так называемое «современное искусство».
В качестве примера, могу привести видеоинсталляцию польского художника Артура Жмиевски.
Видеоинсталляция под названием 80064, в которой художник уговаривает бывшего узника концлагеря, 92-летнего Йозефа Тарнаву заново вытатуировать номер, предполагалась как часть выставки, организованной к сорокалетней годовщине суда над нацистскими преступниками во Франкфурте.
Что бы там ни говорили, про «годовщину суда над нацистскими преступниками», символический смысл обновления татуировки - читается вполне однозначно.
И упомянутая инсталляция - это не единичный экземпляр. Недавно в Эстонии
проходила целая выставка подобного «творчества».
Click to view
Вот так, постепенно, по чуть-чуть, проталкивается в общественное сознание мысль, что с фашизмом не всё так однозначно, что он не является абсолютным злом.
И поэтому, и выставка в Эстонии и
нынешние попытки уничтожения памяти о Советском Союзе, который в 1945 году стал силой победившей фашизм - это всё проявления одного процесса - реабилитации и возрождения фашизма.