Украинский путешественник и океанский гребец
Теодор Резвой известен во всем мире. Причем за границей куда больше, чем в родной стране. В 2001 году Теодор стал первым человеком в СНГ, который в одиночку совершил переход через Атлантический океан на вёсельной лодке! Сейчас неутомимый одессит задумал еще один масштабный проект - он планирует первым в мире пересечь Индийский океан от континента до континента! О своеобразной медитации в океане, о самых красивых в мире закатах, о том, каково это - оказаться на волосок от смерти, Теодор рассказал в интервью Senturia Daily.
Теодор - обладатель множества орденов, званий и регалий, член Королевского Географического Общества Великобритании (первый украинец, между прочим!). При этом человек не только смелый, но и скромный. Почему смелый объяснять, кажется, не нужно - океан явно не место для тех, кто чего-либо боится. А что касается скромности, то о своих переходах (всего было их три) Теодор говорит так, как будто пересекать океан на маленькой весельной лодке - дело будничное. Проснулся утром, умылся, весла - в руки и… пошел покорять стихию! Согласитесь, для большинства «нормальных» людей это геройство, ну или, по крайней мере, авантюризм. Для Теодора же - матроса и художника по образованию - это не подвиг, а способ существования, образ жизни. На своем сайте он пишет: «Мне не хочется прожить пусть даже очень яркую, но короткую жизнь. Но еще больше меня пугает долгая и безрадостная». В этом весь ключ! А в путешествиях - вся соль! По крайней мере, для него.
S.D.: Чего не хватает людям, которые решаются на такие экстремальные путешествия? Что это - жажда приключений? Самоутверждение? Борьба за рекорды?
Т. Р.: Я с детства задавался этим вопросом. Например, думал о том, зачем альпинисты идут в горы. Ведь это так опасно - можно отморозить себе что-то, или вообще погибнуть! А потом понял одну вещь. Просто кратковременный экстрим - прыжок с парашютом, или с тарзанки - это неинтересно. Расширить собственное сознание, перешагнуть через границы, выйти за рамки привычного - все это позволяет сделать только растянутый во времени экстрим! Да и не экстрим это вовсе, а своеобразный путь к просветлению. Вот так я осознал, что просто кратковременного экстрима мне недостаточно, мне нужны длительные впечатления! Вот, например, возьмем прыжок с тарзанки - во время него совершенно невозможно о чем-то подумать, так зачем это делать? А когда ты в течение нескольких месяцев находишься в состоянии «между жизнью и смертью» - тогда у тебя появляется время на размышления!
Я все время повторяю знакомым: «Я сейчас лучше, чем до океана, но хуже, чем в океане». Таким, каким я был там, здесь, на суше, я никогда не буду. В обществе ты надеваешь «броню», обрастаешь колючками, с легкостью обманываешь себя и других - иначе в мире не выжить. А в океане (или горах, если ты альпинист) ты честен с самим собой, именно поэтому людям так хочется вернуться в то состояние. Знаете, вот только сейчас осознал это: во время перехода Атлантики я, наверное, больше был в себе, чем в океане…
Расскажите о своей самой первой экспедиции.
Мой отец геолог, поэтому вся моя жизнь проходила в сплошных путешествиях. Знаю, что в первый раз оказался в самолете, когда летел в Киргизию - то ли в шесть, то ли в восемь месяцев. А когда мне было лет пять, мы путешествовали по горам Памира и Тянь-Шаня - причем это были по-настоящему дикие места, за неделю-другую мимо нас мог пройти только один чабан! Людей вокруг не было вообще! Выделить какую-то первую экспедицию мне сложно, ведь я помню себя в постоянных разъездах. Часть моего детства прошла на даче на Каролино-Бугазе в окружении лимана и лодок, а часть - в горах Киргизии…
На старте
Несмотря на то, что меня знают, в первую очередь, как океанского гребца, я очень люблю путешествовать и по суше (смеется). Люблю автомобильные путешествия. Например, однажды мы отправились в Монголию через всю Россию. Ведь когда ты самостоятелен в своих передвижениях, и путешествуешь на машине или байке, ты видишь настоящую жизнь! Как-то в России мы остановились в поселке, которого, наверное, и на карте нет - такой он маленький и захудалый. Почерневшие избы, заброшенные лесозаготовки… Мы искали там кого-то, чтобы спросить дорогу, и вдруг услышали шум мотоцикла. Подъехал старенький мотоцикл, на котором сидело два пацаненка лет 14-15-ти : чумазые, лица все в шрамах, два настоящих «волчонка». Но нужно было видеть их глаза! Это были глаза взрослых мужчин, измотанных жизнью - ни огонька, ни блеска, никакого детского азарта! Я сказал тогда друзьям: «Пацаны повидали жизнь, которую мы, слава богу, не увидим никогда».
В океане, к счастью или к сожалению, таких «встреч» не бывает, правда?
Да, тут ты наедине с собой. В этом контексте я часто вспоминаю фильм «Робинзон Крузо» с Колюшем в главной роли. Герой сделал себе на берегу импровизированный кинотеатр и когда он, якобы опоздав на сеанс, проходил мимо воображаемых людей, всегда спрашивал у них: «Что сегодня показывают, опять фильм про море?» Вот и в океане так - картинка каждый день одинакова, сюжет один и тот же.
Просмотр фильма про море с Теодором частенько разделяли птицы
Привносите ли вы что-то сугубо свое в практику перехода или все идет уже по более и менее стандартной схеме? Можно ли назвать ваши проекты творчеством?
И да, и нет. Можно проложить собственный маршрут, можно пойти по более накатанному. Но по Атлантике все идут по примерно одинаковому пути - от Канарских островов до островов Карибского бассейна. Хотя, ты никогда в точности не сможешь повторить чей-то маршрут в океане - в отличие от путешествия по горам, скажем.
У меня был случай: ко мне подошел кто-то из гребцов и попросил, чтобы я в GPS забил ему маршрут по Атлантике. Я ответил ему: «Это можно сделать на дороге, проложить путь Одесса-Киев, например, но в океане - нереально!..» Тебя с легкостью может сносить то на двадцать метров влево, то на пятьдесят вправо - так что готовый маршрут тебе ничего не даст. Распорядок дня у всех гребцов тоже разный. Часто гребцы спрашивают: «Как ты гребешь, по какой схеме?» У всех по-разному: кто-то гребет полчаса, кто-то три часа подряд. В какие-то дни бывает очень жарко, и тогда я вообще не гребу, а, например, занимаюсь какими-то бытовыми делами: например, устраиваю «постирушечный» день (смеется).
Днем в океане, как и на суше, много бытовых хлопот. Например, нужно приготовить обед...
Гребцы не купаются в океане ?
Для одиночки это опасно. Купаются только те, кто путешествуют в двойке. Есть несколько опасностей: хищники, ядовитые медузы, ну и течение, которое может тебя отнести от лодки. Был случай, когда одного гребца во время купания укусила медуза, и ему полностью парализовало одну сторону тела. Если бы на лодке не было его напарника, который помог ему подняться, все могло закончиться трагически… Но если честно, купаться во время перехода дико хочется. Представьте себе: палящее солнце, вокруг - чистейший лазурный океан, а ты сидишь весь мокрый, тебе жарко, но ты… терпишь!
Как вам спалось в океане?
В первом переходе плохо. Во-первых, неудобно, потому что лодка качается, тебя постоянно бросает из стороны в сторону. Во-вторых, в первом переходе у меня был пассивный радар, и процентов 80 судов, которые проходили мимо, на радаре меня не видели. То есть, судно меня переехало бы и даже не заметило, поэтому в данном случае мне самому было важнее его видеть! Каждые полчаса я вставал, следил за тем, нет ли поблизости огней, если есть, ко мне ли они приближаются. В следующих переходах у меня уже был другой радар, и спал я лучше.
Переходя Атлантику, вы пробыли в открытом океане 67 дней. И ни разу не причаливали к берегу?
Ни разу!
Приходилось ли видеть береговую линию и, если да, не было искушения тотчас к ней причалить?
Опять же, ни разу! (смеется) Единственная земля, которая была по моему маршруту - острова Зеленого мыса, но их я так и не увидел.
Кругом вода, одна вода... И к тому же идет дождь
А вы не скучали за сушей чисто зрительно, не хотелось ли увидеть землю?
Ближайшая ко мне земля была подо мной, пять-шесть километров вниз.
(смеется).
Когда океан самый красивый? И вообще, во время ваших переходов, когда и где вы видели самые красивые пейзажи?
Наверное, самое живописное в океане - это закаты. Причем все происходит буквально за пять минут: вот еще облака низкие, а вот солнце зашло, и все небо вдруг озаряется ярко-красным, багровым цветом! Невероятно! Воздух чистый, прозрачный, преломлений никаких нет, поэтому цвет неба потрясающий.
Закат в океане. Фотошопу - нет!
Еще у меня есть одно яркое воспоминание, до сих пор перед глазами. Однажды ночью в Атлантике был полный штиль, ночь была безлунная, небо - чистым-чистым, и оно полностью было усеяно звездами, миллионами звезд, которые отражались в воде… Линии горизонта видно не было, и сложилось ощущение, что ты просто паришь в космическом пространстве! Один посреди космоса - невероятно!
Как проходит ваш день в океане?
Все банально: проснулся, умылся, приготовил завтрак из замороженных продуктов, потом целый день гребешь с перерывами на обед и «в туалет». А вот вечером уже позволяешь себе расслабиться: почитать, посмотреть кино.
Ночная фотоохота на дорадо - еще одно развлечение
Что вы читали?
Вообще, читать во время гребли невозможно, как бы удобно ты ни уложил книгу. А вот вечерком устроить себе такой читальный зал - без проблем! В первом переходе с собой у меня были Жванецкий, «Мастер и Маргарита» Булгакова и книга по психологии. Но вот парадокс: при том, что Жванецкого я обожаю, в океане я его не смог читать! Прочел, может быть, пять-десять первых его вещей, и на десятом рассказе заплакал. Мне было очень тяжело. Наверное, я впервые прочувствовал то, что ощущал он, когда писал эти строки. И тут же вспомнил фразу, которую он часто произносит: «Я пишу грустные вещи, а меня удивляет, что люди над ними смеются»… И вот тут, посреди Атлантики, в абсолютном одиночестве, я понял, о чем говорил Жванецкий!
Удивительно, океан может оказаться не только местом испытания на прочность, но и идеальным убежищем для спокойных размышлений
Во время перехода через Атлантический океан вы не гнались за рекордами, поэтому могли позволить себе спокойный распорядок дня. Какое было ваше самое любимое и нелюбимое время в сутках?
Любимое время - это, наверное, вечер. Иногда я себя баловал: доставал баночку пива, мини-салями, и наслаждался закатом! Красота! (улыбается) Так я мог сидеть часами. В такие моменты ты понимаешь: для счастья нужно очень мало. Причем, у любого человека в любой момент его жизни есть все для счастья, просто обычно мы этого не замечаем!
Во второй части нашей беседы с Теодором: чего ни в коем случае нельзя делать в океане, чем опасен поперечный переворот лодки и что больше всего радует путешественника, когда он причаливает к берегу…
Интервью подготовила
Дарья Слободяник
Украинский путешественник и океанский гребец
Теодор Резвой известен во всем мире. Причем за границей куда больше, чем в родной стране. В 2001 году Теодор стал первым человеком в СНГ, который в одиночку совершил переход через Атлантический океан на вёсельной лодке! Сейчас неутомимый одессит задумал еще один масштабный проект - он планирует первым в мире пересечь Индийский океан от континента до континента! О своеобразной медитации в океане, о самых красивых в мире закатах, о том, каково это - оказаться на волосок от смерти, Теодор рассказал в интервью Senturia Daily.
S.D.: Теодор, чего ни в коем случае нельзя делать в океане?
Т.Р.: Главное - никогда не отстегиваться от страховочного троса при выходе на палубу. Там всегда натянут стальной трос, и когда я открываю люк кабины и выхожу на палубу, на мне уже надет специальный жилет с кольцом, за которое я застегиваю карабин от троса. Ведь ничего не стоит выпасть за борт даже в спокойную погоду, я уже не говорю про шторм.
Палуба лодки во время шторма
А если ты выпал, каким бы сильным пловцом ты ни был, лодку уже не догонишь: ты проплываешь метр, лодка - два. Во время шторма нужно пристегиваться, даже находясь в кабине. Вот главное правило, которому стараются следовать все гребцы - это не шутки, а действительно серьезная мера предосторожности! Лодка имеет повышенную плавучесть и будет держаться на воде, если даже она разломана пополам. Так что главное для гребца- удержаться на ней.
Если что-то случится, кто может вам помочь?
Весь мировой океан поделен на зоны ответственности между крупными государствами. Атлантика, например, «принадлежит» Англии и Америке. Когда центр спасения получает сигнал SOS, он определяет координаты местонахождения тонущего судна, и отправляет туда самолет. Самолет прилетает и, убедившись, что по этим координатам действительно происходит крушение, тут же посылает сигнал о подтверждении в центр. И после этого судно, которое находится ближе всего к тонущему, получает команду отправиться на помощь. Согласно международной конвенции, абсолютно любое судно, независимо от его направления и маршрута, обязано повернуть и пойти на помощь: тонуть может маленькая семиметровая лодка с одним человеком на борту, а на спасение ему идет огромный лайнер, заполненный пятью тысячами пассажиров. Единственное «но» - спасают человека, но не имущество.
Не так одиноко, если лодку сопровождают дельфины!
Когда вам было по-настоящему страшно в океане?
Такой момент был в Индийском океане (в 2005 году Теодор совершил неудачный переход: из-за постоянных штормов он пробыл в океане лишь двадцать дней, и причалил к Кокосовым островам - прим. авт.). Все гребцы знают: самое страшное не продольный переворот лодки, а поперечный. Чтобы это произошло, высота волны должна быть в два раза больше, чем плавсредство. И если длина моей лодки была 7 метров 30 см, то, соответственно, высота волны должна была быть около 15 метров.Чем страшен поперечный переворот? Да просто тем, что лодка падает с высоты 15 метров и ударяется об воду! Чтобы вы себе представляли наглядно, 15 метров - это высота пятиэтажного дома. Вот и вообразите, лодка падает с высоты пятиэтажного дома! Естественно, она разбивается… До такого, слава богу, у меня не дошло, но был момент во время сильного шторма, когда лодка начала подниматься, и я вдруг понял, что сижу в кабине почти вертикально. Если бы волна была чуть больше, лодка бы наверняка шлёпнулась об воду, а моя рубка расплющилась бы… Но волна спала, и лодка просто пошла вниз, перевернулась на один бок, и оказалась полностью внутри волны. Пару секунд было просто темно, на меня хлынула, кажется, тонна воды, ну а потом волна ушла.
Начало того самого шторма
Тогда панического страха у меня не было, я скорее был сосредоточен: следил, чтобы никакой груз не сместился, сам крепко держался, чтобы не упасть. Только потом я уже понял, что был близок к смерти…
Вы не раз говорили, что видели в океане и китов, и касаток, и акул. Страшно было?
Нет, страха не было. Было любопытство - где бы я еще такое увидел! Один раз во время шторма я, стоя на палубе, увидел за спиной какую-то тень. Еще не знал, что это, но догадался, что хищник. Я подумал тогда: «Ну вот, ждет, когда я за борт упаду» (улыбается) Я достал подводный фотоаппарат, выждал удобный момент, опустил его в воду и сфотографировал. Потом уже на фото я увидел, что это была не акула, а голубой марлин. Позже видел огромную черепаху, которая плыла прямо возле моей лодки, касаток - правда, далеко. Потрясающее впечатление!
Мы сейчас говорим о том, что океанский переход - это сложно и опасно, но, на самом деле, сегодняшние переходы значительно легче тех, которые осуществляли лет сто назад наши предшественники. На одной из выставок я увидел лодку, на которой в 1896 году совершили первый в мире весельный переход через океан - тогда Атлантику пересекли два американца норвежского происхождения, Харбо и Сэмюэльсон. Так вот, это не лодка, это просто шлюпка! Нам сейчас куда проще - наши лодки надежные и мощные, они оборудованы лучшей техникой, у нас есть электричество, опреснители для воды, холодильники и GPS-навигаторы.
На современных лодках совершать подвиги легче, чем 100 лет назад
К тому же, наши предшественники явно не могли себе позволить вечером, устав грести, выпить бутылочку холодного пива (смеется). У тех, кто покорял океан сто лет назад, был только один явный плюс - авиатранспорт в те времена был не очень развит, зато ходило множество судов, которые всегда останавливались и делились с гребцами едой, водой, помогали чем-то.
Кстати, о еде. Насколько мне известно, на борту у вас было все, даже мороженое! И все же, приходилось ли скучать по чему-то земному?
Ммммм. Мороженое. Неаполитанское
О своем меню в переходах я всегда вспоминаю с удовольствием. В плане еды проблем никаких вообще нет! Для всех океанских переходов я покупаю специальные продукты для туристов, которые поддаются хитрой технологии - криозаморозке. Представьте себе небольшой, герметично запечатанный пакет, в котором - вполне полноценный обед: паста или лазанья, или плов, или бефстроганов. Открыл, залил кипятком, подождал, пока оно запарится - и все, обед готов! Не поверите, но это очень вкусно. В кабине у меня также лежали какие-то консервы - на случай шторма, когда «готовить» обед и кипятить воду возможности нет.
А чему вы больше всего радовались, когда причалили?
Звучит, может, и странно, но радовался я вполне земным вещам. Конечным пунктом первого перехода был Барбадос, где меня встречали родственники и друзья. Они тут же повели меня в ресторан и я заказал огромный кусок жареного мяса, много сока и местных тропических фруктов. Так вот, именно фрукты вызвали у меня невероятный восторг - от манго, апельсинов, киви меня было просто не оторвать!
Перейдя Атлантический океан, Теодор в качестве награды получил манго и апельсины, а во время перехода Индийского - Кокосовые острова
Я знаю, что на этот год у вас запланирован переход Индийского океана. На какой стадии проект?
Когда меня спрашивают, что самое сложное в моих переходах, я отвечаю с долей иронии: «Найти спонсора». Это правда. Пока я этого не сделал, собственно, что я могу готовить? Психологически и физически я готов всегда. Как только появляются деньги, я тут же еду в Киев за визами, после в Лондон, выбираю там лодку и отправляю ее в Австралию, в город Джералдтон, откуда я собираюсь стартовать. Переход будет непростой - около десяти тысяч километров, не меньше трех месяцев в океане. Изначально я планировал переход на начало июня, но сейчас, боюсь, в виду отсутствия спонсоров, его придется отложить…
На Кокосовых островах есть место, где все яхтсмены оставляют что-то на память...
Уже выбрали название для лодки?
Первая моя лодка называлась «Одесса», вторая- «Украина». Сейчас, к сожалению, я уже настроен не так патриотично и готов назвать лодку как угодно, в зависимости от того, кто будет моим спонсором.
Вот что оставил Теодор!
Сколько же средств необходимо на такой переход?
На весь проект - сто пятьдесят тысяч долларов. На самом деле, для государства сумма это не такая большая. Другой вопрос, что достучаться до чиновников высших мастей очень непросто, да и в условиях политической нестабильности люди боятся показывать, что у них есть деньги…
Порой мне становится обидно за страну. Еще несколько лет назад Украина могла стать первой страной в мире, чей представитель перешел все океаны на весельной лодке в одиночку (только вдумайтесь! - прим авт.) Но этот момент мы, к сожалению, упустили. Сейчас мы можем установить другой рекорд - стать первой страной в мире, чей представитель пересечет Индийский океан от континента до континента: от Австралии до Африки. По-моему, это очень заманчиво. Так что я верю, что этот переход все-таки состоится!
Вместо послесловия
Согласитесь, очень интересно узнать, чем такие герои занимаются в обычной жизни, то есть в свободное от покорения океанов время. На этот вопрос Теодор отвечает спокойно: «Чем я только не зарабатывал на жизнь: в магазинах работал, парфюмерией торговал, web-дизайном занимался, рисовал. А потом понял, что нужно заниматься тем, что у тебя лучше всего получается. А лучше всего в жизни у меня выходит путешествовать и создавать… нэцкэ (миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства - прим. авт.) Так что теперь я ушел со всех «работ» и занимаюсь созданием нэцкэ. А если ты занимаешься любимым делом, тебе не нужно ходить на работу!»
Вот такая философия жизни от путешественника Теодора Резвого, покорителя океанов, очень честного и настоящего человека. Желаем Теодору не только щедрых спонсоров, но также понимания и поддержки - и моральной, и материальной - от государства. Давайте ценить и не терять героев!
Интервью подготовила
Дарья Слободяник Фото: Теодор Резвой