Южный научный центр Транспортной академии Украины (ЮНЦ ТАУ) изменил формат общения. Раньше академики собирались раз в год на итоговое заседание, где согласовывался план нового академического года. Теперь решили заседать ежемесячно в форме круглого стола. Поводов для этого, как оказалось, предостаточно.
- Ситуация в транспортной отрасли достаточно радикально меняется, - заявила председатель ЮНЦ ТАУ, ректор Одесского морского университета Ирина Морозова. - И нам важно понять, может ли наша организация существовать как системное образование, играть самостоятельную роль в происходящих процессах и быть в определенной мере полезной как отрасли, так и каждому члену академии.
Сегодня ЮНЦ ТАУ - это 40 академиков, 37 членов-корреспондентов. Главной целью деятельности академии является перспективное развитие транспортного комплекса Украины, участие в формировании программ научно-технического прогресса, создание и усовершенствование технологий. Это интеллектуальная сила, которая воздействует на транспортный комплекс. В 2012-м при непосредственном участии ЮНЦ ТАУ на рассмотрение Верховной Рады Украины было внесено четыре законопроекта. Выполнено 26 проектов международного уровня и конструкторских разработок по заказу российских и украинских судовладельцев, 15 отраслевых и проектно-конструкторских работ по заказу Министерства инфраструктуры, Минобразования, Морского регистра, Одесской обладминистрации и предприятий. Все работы выполнены в рамках коллектива без какой-либо поддержки академии, - подчеркнула Ирина Владимировна. - Объединение же всех нас в рамках академии порождает новую систему, новое качество, синергию, за счет чего в рамках этого сообщества образуются связи между нами и представителями различных видов производственной деятельности.
Мы предлагаем создание банка разработок, обсуждение которых может помочь их продвижению и реализации на практике. Еще одна форма научной работы - издание бюллетеней, посвященных конкретному вопросу, поставленному членами академии, обсужденному и нашедшему какое-либо решение.
Предложений по новым разработкам для создания своего рода реестра важных и перспективных идей сразу не посыпалось. Но постепенно академики втянулись в процесс постановки научных задач, и идея круглого стола, в принципе, себя оправдала. Забегая чуть вперед, следует сказать, что с постановкой проблематики реформ портового сектора экономики, которую предложил и. о. главы Администрации морских портов Украины Юрий Васьков, клуб академиков транспортной отрасли может стать базовой площадкой поиска и апробации новых решений возрождения морских портов.
Профессор Александр Вассерман рассказал о разработках на всеукраинском уровне новых альтернативных хладагентов, которые разрешены к использованию международными стандартами, в отличие от фреонов 12 и 24, влияющих на озоновый слой планеты. Хладагенты используются в холодильных установках на судах, в портах.
Профессор Юрий Куликов попросил помощи академии в продвижении следующей темы: признание морских профессий согласно международным стандартам, чтобы люди, выезжающие за рубеж, могли полноценно работать и получать зарплату в соответствии с квалификацией. Академик Анатолий Мальцев заметил, что для осуществления безопасности мореплавания уже 30 лет применяется дорогостоящее японское лоцманско-информационное устройство. Одесские ученые готовы создать украинское оборудование для лоцманских служб, причем гораздо дешевле. Но предлагая изобретение к внедрению правительству Украины и министерствам, наталкиваются на нежелание обсуждать проблему.
Кафедра под руководством профессора Ростислава Меркта разработала системы кондиционирования, которые могут работать на морской воде и экономнее в 5-6 раз. Однако изобретением никто из властных структур не хочет заниматься.
- Поэтому необходимо собрать заинтересованных людей, занятых в одной области, поддерживающих науку и технику, - внес предложение Ростислав Владимирович.
В процессе обсуждения проблему неучастия академии в государственных программах по возрождению флота поднял академик Валерий Марков, и. о. начальника ЧМП:
- Наш Южный центр является уникальным. На 90 % все академики и члены-корреспонденты связаны с морем. При этом мы видим, что понятие морехозяйственного комплекса для нас свелось к понятию порта. Мы не говорим о судостроительной промышленности, как и о флоте. При этом наш премьер Николай Азаров, будучи на Одесчине, не раз указывал на то, что будет создаваться морской торговый флот. То же самое заявил в своем выступлении первый вице-премьер Арбузов, рассказав, что будут разрабатываться программы судостроения. Но в чем же заключается смысл возрождения и создания морского торгового флота, на чем он будет базироваться, что обслуживать? Сегодня у нас основной экспорт - металл и пшеница. Так что же будет возить этот флот, который гипотетически будет создаваться? По моему мнению, наш Южный центр сегодня оказался в стороне от этой проблемы. В этом вопросе мы должны занимать более активную позицию. И предлагать Министерству инфраструктуры наши услуги в вопросах создания этой программы.
С этим заявлением согласен почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, являющийся членом Транспортной академии с ее основания.
- Для академии в последнее время настала какая-то пауза, - считает Николай Пантелеймонович. Она выпала из игры, тех процессов, которые сегодня происходят в морской отрасли. Сегодня идет реформирование морской отрасли, то, что мы начали делать еще 30 лет назад - делить административные и хозяйственные функции. Это вопрос правильный. Но во всем этом процессе Транспортной академии нет. Нам не надо ждать, пока кто-то даст заказ, как правильно построить разделение административных и хозяйственных функций. Академия может выступить инициативно через журналы, СМИ, публикации. И я уверен, это компетентное мнение будет услышано и к нему прислушаются. Тем самым мы поднимем свой авторитет, и начнется новая работа.
Начальник Одесского порта Юрий Васьков предложил провести через две недели следующую встречу, где будут рассмотрены предложения академиков и обсуждены со специалистами портовой индустрии.
Кстати, именно на этом совещании Юрий Юрьевич в числе других участников круглого стола получил диплом действительного члена Транспортной академии и почетную грамоту. Председатель ЮНЦ ТАУ Ирина Мороза также вручила награды от Верховной Рады Украины, почетные знаки отличия отличившимся академикам и членам-корреспондентам.
Еще одно предложение, которое озвучил начальник Одесского порта, - внимание к логистике, решающему фактору в развитии портового хозяйства.
- В морском университете есть кафедра логистики. У нас дефицит специалистов подобного направления, - отметил Юрий Юрьевич. - Есть предложение подготовить по итогам круглого стола обращение в Министерство науки и образования, чтобы расширить подготовку в этом направлении, вплоть до выделения этой специальности.
О программе развития транспортного кластера в шести странах Европы рассказал профессор Михаил Постан, отметив, что благодаря этому проекту происходит взаимодействие между странами, обмен информацией. И полученный опыт мы сможем применить в развитии нашего региона.
В заключение была поднята еще одна немаловажная проблема - снижение качества подготовки научных кадров из-за нарушения связи науки и производства.
- Я вижу выход в участии в инновационных проектах, - предложил академик Владимир Голиков. - У нас есть теоретическая база. Но она не находит применения. Поэтому нужно создать инвестиционный климат и работать совместно с предприятиями производства.
Первые шаги по повышению научного потенциала ЮНЦ ТАУ в развитии морской отрасли сделаны. Через две недели академики уже более конкретно обсудят пути решения этих проблем.
Инна Ищук, Анатолий Венгрук
Весь фотоальбом расположен здесь. Просмотр без реристрации