Академики тоже могут поговорить

Apr 08, 2013 18:42




Южный научный центр Транспортной академии Украины (ЮНЦ ТАУ) изменил формат общения. Раньше академики собирались раз в год на итоговое заседание, где согласовывался план нового академического года. Теперь решили заседать ежемесячно в форме круглого стола. Поводов для этого, как оказалось, предостаточно.





- Ситуация в транспортной отрасли достаточно радикально меняется, - заявила председатель ЮНЦ ТАУ, ректор Одесского морского университета Ирина Морозова. - И нам важно понять, может ли наша организация существовать как системное образование, играть самостоятельную роль в происходящих процессах и быть в определенной мере полезной как отрасли, так и каждому члену академии.


Сегодня ЮНЦ ТАУ - это 40 академиков, 37 членов-корреспондентов. Главной целью деятельности академии является перспективное развитие транспортного комплекса Украины, участие в формировании программ научно-технического прогресса, создание и усовершенствование технологий. Это интеллектуальная сила, которая воздействует на транспортный комплекс. В 2012-м при непосредственном участии ЮНЦ ТАУ на рассмотрение Верховной Рады Украины было внесено четыре законопроекта. Выполнено 26 проектов международного уровня и конструкторских разработок по заказу российских и украинских судовладельцев, 15 отраслевых и проектно-конструкторских работ по заказу Министерства инфраструктуры, Минобразования, Морского регистра, Одесской обладминистрации и предприятий. Все работы выполнены в рамках коллектива без какой-либо поддержки академии, - подчеркнула Ирина Владимировна. - Объединение же всех нас в рамках академии порождает новую систему, новое качество, синергию, за счет чего в рамках этого сообщества образуются связи между нами и представителями различных видов производственной деятельности.

Мы предлагаем создание банка разработок, обсуждение которых может помочь их продвижению и реализации на практике. Еще одна форма научной работы - издание бюллетеней, посвященных конкретному вопросу, поставленному членами академии, обсужденному и нашедшему какое-либо решение.

Предложений по новым разработкам для создания своего рода реестра важных и перспективных идей сразу не посыпалось. Но постепенно академики втянулись в процесс постановки научных задач, и идея круглого стола, в принципе, себя оправдала. Забегая чуть вперед, следует сказать, что с постановкой проблематики реформ портового сектора экономики, которую предложил и. о. главы Администрации морских портов Украины Юрий Васьков, клуб академиков транспортной отрасли может стать базовой площадкой поиска и апробации новых решений возрождения морских портов.



Профессор Александр Вассерман рассказал о разработках на всеукраинском уровне новых альтернативных хладагентов, которые разрешены к использованию международными стандартами, в отличие от фреонов 12 и 24, влияющих на озоновый слой планеты. Хладагенты используются в холодильных установках на судах, в портах.

Профессор Юрий Куликов попросил помощи академии в продвижении следующей темы: признание морских профессий согласно международным стандартам, чтобы люди, выезжающие за рубеж, могли полноценно работать и получать зарплату в соответствии с квалификацией. Академик Анатолий Мальцев заметил, что для осуществления безопасности мореплавания уже 30 лет применяется дорогостоящее японское лоцманско-информационное устройство. Одесские ученые готовы создать украинское оборудование для лоцманских служб, причем гораздо дешевле. Но предлагая изобретение к внедрению правительству Украины и министерствам, наталкиваются на нежелание обсуждать проблему.

Кафедра под руководством профессора Ростислава Меркта разработала системы кондиционирования, которые могут работать на морской воде и экономнее в 5-6 раз. Однако изобретением никто из властных структур не хочет заниматься.

- Поэтому необходимо собрать заинтересованных людей, занятых в одной области, поддерживающих науку и технику, - внес предложение Ростислав Владимирович.

В процессе обсуждения проблему неучастия академии в государственных программах по возрождению флота поднял академик Валерий Марков, и. о. начальника ЧМП:

- Наш Южный центр является уникальным. На 90 % все академики и члены-корреспонденты связаны с морем. При этом мы видим, что понятие морехозяйственного комплекса для нас свелось к понятию порта. Мы не говорим о судостроительной промышленности, как и о флоте. При этом наш премьер Николай Азаров, будучи на Одесчине, не раз указывал на то, что будет создаваться морской торговый флот. То же самое заявил в своем выступлении первый вице-премьер Арбузов, рассказав, что будут разрабатываться программы судостроения. Но в чем же заключается смысл возрождения и создания морского торгового флота, на чем он будет базироваться, что обслуживать? Сегодня у нас основной экспорт - металл и пшеница. Так что же будет возить этот флот, который гипотетически будет создаваться? По моему мнению, наш Южный центр сегодня оказался в стороне от этой проблемы. В этом вопросе мы должны занимать более активную позицию. И предлагать Министерству инфраструктуры наши услуги в вопросах создания этой программы.

С этим заявлением согласен почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, являющийся членом Транспортной академии с ее основания.

- Для академии в последнее время настала какая-то пауза, - считает Николай Пантелеймонович. Она выпала из игры, тех процессов, которые сегодня происходят в морской отрасли. Сегодня идет реформирование морской отрасли, то, что мы начали делать еще 30 лет назад - делить административные и хозяйственные функции. Это вопрос правильный. Но во всем этом процессе Транспортной академии нет. Нам не надо ждать, пока кто-то даст заказ, как правильно построить разделение административных и хозяйственных функций. Академия может выступить инициативно через журналы, СМИ, публикации. И я уверен, это компетентное мнение будет услышано и к нему прислушаются. Тем самым мы поднимем свой авторитет, и начнется новая работа.


Начальник Одесского порта Юрий Васьков предложил провести через две недели следующую встречу, где будут рассмотрены предложения академиков и обсуждены со специалистами портовой индустрии.

Кстати, именно на этом совещании Юрий Юрьевич в числе других участников круглого стола получил диплом действительного члена Транспортной академии и почетную грамоту. Председатель ЮНЦ ТАУ Ирина Мороза также вручила награды от Верховной Рады Украины, почетные знаки отличия отличившимся академикам и членам-корреспондентам.

Еще одно предложение, которое озвучил начальник Одесского порта, - внимание к логистике, решающему фактору в развитии портового хозяйства.

- В морском университете есть кафедра логистики. У нас дефицит специалистов подобного направления, - отметил Юрий Юрьевич. - Есть предложение подготовить по итогам круглого стола обращение в Министерство науки и образования, чтобы расширить подготовку в этом направлении, вплоть до выделения этой специальности.

О программе развития транспортного кластера в шести странах Европы рассказал профессор Михаил Постан, отметив, что благодаря этому проекту происходит взаимодействие между странами, обмен информацией. И полученный опыт мы сможем применить в развитии нашего региона.

В заключение была поднята еще одна немаловажная проблема - снижение качества подготовки научных кадров из-за нарушения связи науки и производства.

- Я вижу выход в участии в инновационных проектах, - предложил академик Владимир Голиков. - У нас есть теоретическая база. Но она не находит применения. Поэтому нужно создать инвестиционный климат и работать совместно с предприятиями производства.

Первые шаги по повышению научного потенциала ЮНЦ ТАУ в развитии морской отрасли сделаны. Через две недели академики уже более конкретно обсудят пути решения этих проблем.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук





Весь фотоальбом расположен здесь. Просмотр без реристрации

Конференции, Одесса, Морозова Ирина, Порты, Ильницкий Константин, Ищук Инна, Венгрук Анатолий, Васьков Юрий, Транспорт

Previous post Next post
Up