28 февраля 2003 года буксир «Zudar V1» снялся из Ильичевска курсом в район западноафриканской республики Того в порт Ломе. Но в пути был выявлен ряд неисправностей главного двигателя и понадобился ремонт. Так судно оказалось в Кабо-Верде на бывшей голландской верфи в порту Миндело. В ожидании заказанных запчастей - ЗИПа время тянулось неспешно. Капитана Сергея Масленникова наниматель отозвал подменить капитана на судне «Boreas», приобретенном судовладельцем…
Предыдущая часть здесь Презумпция… виновности
И вдруг через три недели на судно, грохоча каблуками, поднялись 16 полицейских!
- Такая группа захвата пришла арестовывать нас, пятерых членов команды, находящихся на борту «Zudar V1», - говорит старший механик Владимир Калинин. Сейчас он в Одессе. Но путь в родной город был тернист и нескор. 25 октября 2003 года моряки были захвачены в плен и переправлены в столицу Кабо-Верде Прайя в тюрьму.
Местная пресса расписала сенсационную историю о задержанных украинцах, которым инкриминируют содействие в перевозке 5 тонн наркотика. В другой газете писали, что 7 тонн. При этом не понимая, что такой объем груза даже негде хранить на суденышке длиной в 32 метра, где служебные помещения забиты инвентарем. И не беря в учет, что буксир стоял в ремонте за сотни миль от судна, на котором якобы находилась столь крупная партия незаконного товара.
Согласно закону лиц, подозреваемых в таком деянии, можно держать в заключении не более 90 суток. Потом, если им не предъявлено квалифицированное обвинение, их должны выпустить.
- Но нас продержали 227 суток - 2,5 срока, - говорит Владимир Семенович. - Потом, уже в Испании, я спросил следователя-обвинителя, на основании чего я сижу в тюрьме. Предъявите хоть косвенную улику. «В течение месяца предъявлю», - пообещал следователь. Но и через месяц не нашел ни одного факта.
- Это была тюрьма португальской постройки, - вспоминает стармех. - Находиться приходилось по двое в карцерах-одиночках не более 3 кв. метров. Лежанка-ярус. Глухая дверь. Каменные стены. Тупые взгляды надзирателей. Это было время полной изоляции.
Прояви тогда украинское государство волю и потребуй соблюдения законности по отношению к своим гражданам, всех отпустили бы, да еще с принесением извинений, уверены моряки. А так… на них можно было нагло распространить презумпцию… виновности!
Одно слово - неволя
Сочувственная помощь исходила только от руководителя одной из местных общественных организаций, который в кои-то веки окончил судоводительский факультет одесской «вышки», помнил начальника ОВИМУ Залетова. Верный принципам курсантского братства, он подбрасывал заключенным продукты: фрукты, овощи, травяные чаи, спасая от авитаминоза.
- На тюремном пайке мы не дотянули бы до конца срока. Голодали страшно. Одно слово - неволя! За эти 227 дней я похудел на 14,5 кг. И все же мы объявили протест против пенитенциарной системы Испании. Писали во все инстанции, отослали весточку домой… - говорит Владимир Калинин.
То, что не смогли сделать для соотечественников официальные лица, смогли сделать жены моряков. Супруга Калинина - Любовь Николаевна поведала, как женщины подняли на ноги общественность, как сумели добиться, чтобы консул Украины приехал к морякам в тюрьму.
Он прилетел из Гвинеи, поскольку в Кабо-Верде консульства Украины нет. Три дня чиновники местного правительства избегали встречи. Наконец, на четвертый день удалось застать на месте председателя Верховного суда. И тот официально заявил, что всех отправят в Украину, потому что из Испании инициаторы ареста так и не прислали никаких обвинительных материалов. Однако судья слова не сдержал - через три дня моряков переправили в Мадрид. Испанская столица встретила их тюрьмой «Сото де Реаль».
Вскоре украинцев перевели в тюрьму в Галисио, где уже находился капитан Сергей Масленников.
Условия содержания там не в пример лучше, исполнены европейской показухи. Даже в порядке демонстрации гуманизма выдают в месяц четыре презерватива на случай дозволенного свидания. Моряки в лингвистических классах подучили испанский язык. Но справедливости - никакой! Так, по испанским понятиям предварительное заключение может продолжаться сколь угодно долго. И дни, отбытые в камере, не засчитываются как часть срока возможного в будущем наказания. Для следователя и вовсе было в порядке вещей, что команда, претерпев столько лишений, смогла встретиться с ним только через 8,5 месяцев.
Свобода по-испански
Рациональные европейцы подсчитали, что содержать моряков без цели за казенный кошт не выгодно, 7 октября 2005 года их выпустили на волю, взяв подписку о невыезде до суда. И остались они один на один с незнакомыми порядками чужой страны, без жилья, без средств к существованию. Но с обязательным условием ежедневно отмечаться в полиции.
Классные дипломированные морские специалисты, как сезонные шабашники, вынуждены были перебиваться случайными подработками на стройке. Хозяин платил украинским «заробитчанам» половину ставки. Эти деньги шла на оплату жилья, питание, делались вычеты за бензин, поскольку их подвозили к стройплощадке на машинах. В итоге едва оставалось 100 евро, - гроши при европейских ценах. Потом приютом стали мадридские ночлежки - «альберги». Столовались по карточкам в «комедорах» - общепите Красного Креста.
29 октября 2005 года Калинин по временному паспорту и выездной визе, полученным в консульстве, выехал в Украину. Покинуть страну оказалось не столь сложно, потому что власти не установили за ним надзора. Очевидно, понимая, что он не виновен, а в таком случае ему предстоит выплатить компенсацию, полагает Владимир Семенович. Поэтому сознательно создали условия, чтобы он мог уехать. И тогда ему как нарушителю режима ничего не причитается. Вскоре примеру Калинина последовали остальные моряки.
Масленников же остался дожидаться суда. Рассмотрение дела состоялось в феврале 2009 года. С тех пор он находится в заточении. К сожалению, оправдать капитана может только Страсбургский суд, но он показал свою нерасположенность к принятию такого решения. И даже если Сергею Александровичу придется отсидеть весь срок до декабря 2016 года, он в Испании едва ли будет оправдан.
Между тем для порядка испанцы подали на уехавших моряков в розыск через Интерпол.
- Никто нас не искал, - говорит Владимир Калинин. - Я вернулся на флот, сделал несколько контрактов на судах другой компании. Как вдруг в 2010 году в Пирее был вновь арестован, будучи опознан по фотографии.
Пришлось семь недель провести тюрьме, теперь уже греческой. На суде все так же не нашлось улик. Прокурор настолько стушевался, что не дал мне произнести последнее слово. Видимо, понял, что я намерен выступить резко и пристыдить их правосудие.
Адвокату Белен Гарсии, которая искренне защищала меня, на всякий случай отказали в возможности подать в Европейский суд. Но в итоге отпустили - из тех же меркантильных соображений, чтобы даром не кормить.
Но вот ведь морская судьба: кто завидует, а кто и вздыхает. В общей сложности безвинно провел за решеткой почти четыре года жизни. Мог бы написать диссертацию на тему «Как творить беззаконие». А может, и найду на это время и отошлю в МИД Украины.
Владислав Китик
Окончание здесь Начало здесь