Порт «Октябрьск»: Люди и традиции

Dec 18, 2012 09:10



Как «откопали» забытую в прошлом веке тачку в порту «Октябрьск», «Моряк Украины» уже рассказывал (№ 46 от 21.11). Тачка была особенной. Ее ручки укладывали на плечи и толкали. Чудо техники позволяло враз перевозить до полтонны груза. Насколько это было привычно в то время, поняли из разговора с женой грузчика Николая Санитара, Валентиной.



- Я проработала в порту шесть лет в ВОХР, - делится Валентина Санитар, - вспоминаю время в «Октябрьске» как самое лучшее в своей жизни. У нас был молодой коллектив - вместе работали, дружно отдыхали, постоянно вечера, концерты. Но о тачке ничего не помню. Муж дома не вспоминал никогда, что первым выклянчил у моряков эту тачку, - говорит уже пенсионерка и вдова, к сожалению. Такую тачку, только с белыми, парадными колесами в бронзовой краске установили в день 20-летия порта, 20 ноября, рядом с проходной. «Золотая тачка» теперь символ порта. «А настоящее золото, - говорит экономист Людмила Гришкова, - это наши люди.

Вся семья в порту

Утром на проходной оживление. Кто-то приезжает портовым автобусом. Кто-то на иномарке. Очередной стоянки, недавно построенной вдобавок к первой, уже не хватает для всех. Практически все портовики обеспечены жильем. При Союзе играли новоселья в построенных портом квартирах, сейчас есть возможность приобрести жилье благодаря хорошей зарплате.



- Порт для меня - это мой дом, - говорит Любовь Политицкая, инспектор отдела кадров, стройная, общительная женщина. - Другого я и не знаю. Здесь замуж вышла, муж был военнослужащим, привозил сюда спецгруз, вот мы и встретились. Пошел докером в порт работать. Тут мои дети родились. Сын и дочь - стивидоры. Внучкам 10 и 2 года. И наверняка тоже здесь будут.

Любовь Политицкая в порту - 45 лет. Но по улыбке и задору кажется, что она новенькая. Настолько свежи ее впечатления.

- Я пришла работать в порт в 1967 году тальманом. И сразу попала на субботник. Скоро стала комсоргом. Комсомольская организация была одной из лучших. Коллектив у нас был молодой, сплоченный. Кто после школы, кто из мореходки. Турниры и соревнования сменяли друг друга: шахматы, волейбол, самодеятельность, вечера отдыха. На праздничной демонстрации наша колонна всегда была первой. И план по работе мы всегда выполняли. Учебно-курсовой комбинат готовил настоящих токарей, слесарей, крановщиков. В соревнованиях наши докеры всегда были лучшими по профессии.

Тачки были нарасхват


Главная фигура в порту - докер. А основная механизация прошлого века - тачка, - вспоминает зам. председателя совета ветеранов порта Виктор Пекущий, проработавший здесь 37 лет: сначала докером, потом стивидором; отец сына и дочки, которые тоже трудятся в порту, дед четырех внуков. - В 60-х сюда в основном заходили пароходы серии «Ленинский комсомол», в которых ширина борта была 26 м, а просвет люка трюма на пароходе составлял 10 на 10 м. Ящики весили от 22 до 125 кг. Тачка бригадира Николая Санитара заметно облегчила труд. Представьте себе вагон, 2,5 тысячи борт-ящиков второго разряда по 22 кг. Разгружали четыре человека. Носили по два ящика из вагона в бокс. На одного приходилось 625 ходок. А с тачкой, когда на ней было 9 мест, всего 70 раз (в 8,5 раз менше!). Сначала всем тачек не хватало. Поэтому назначался человек, который с проходной, не переодеваясь, бежал в такелажный склад и брал тачки на всю бригаду. Потом их закрепили за каждой бригадой и на замок. В начале 70-х начали поступать автопогрузчики. Потом к нам стали заходить пароходы с полным открытием трюмов, в которых не было подпалубного пространства. И груз уже был пакетированный, что облегчило наш труд во много раз. Сейчас тачка используется в редких случаях. Но она действительно была «золотой» для нашего поколения докеров. И памятный знак - наша благодарность тачке.

Саша из села Саша


Александр Ставничий 35 лет в порту. Вспоминает, когда пришел в порт, то было всего шесть кранов, сейчас - 25. На прошлой неделе, - говорит зам. главного инженера по механизации Ставничий, - завершили уникальную переброску еще трех кранов из Рени. Погрузили на понтоны и водным путем доставили с Дуная на Южный Буг. Проложили временные рельсы, по которым краны съехали с понтонов своим ходом, - улыбается зав. механизацией. Техника - магнит для Ставничего с детства.

- В школьные годы летом все дети на каникулах, а я с отцом в поле на тракторе, - делится Саша, выходец из села Саша Винницкой области. - Потом поехал к сестре в Одессу. Увидел пароходы, море и выбрал Водный институт, факультет механизации портовых и перегрузочных работ. Несмотря на большой конкурс, прошел. Да и в институте ценили сельских, работящих. Помню, в 1972-м в общежитии на Комсомольской в красном уголке у нас вечером веселье, танцы, приходит замдекана. А я сижу в уголке, чертежи делаю. Он так удивился - все отдыхают, а я занимаюсь. Хотел вместе с ребятами махнуть на Дальний Восток. Но женился, родился ребенок. Выбрал родину жены - порт на Южном Буге.

Легенда «Октябрьска»

Легенда «Октябрьска» - Иван Петрович Усов. С 1957 года он прошел путь от прораба погрузрайона, диспетчера порта, заместителя начальника Николаевского морпорта до руководителя спецрайона портопункта «Октябрьск».

- Требовательный очень, принципиальный. Напрасно никого не ругал, мог поддержать, подбодрить, - вспоминают Анна Боброва (статитистик портопункта) и Дина Андреева (председатель совета ветеранов порта). - Он был на своем месте. Знал свою работу от и до, любил ее. Утром обходил вест порт. Ночную смену провожал, а прибывших встречал. Ни одна проблема не проходила мимо него.

Ко всему этому он не позволял себе использовать служебное положение. Добираясь на служебном транспорте, не злоупотреблял: «Моя жена должна ехать со всеми в автобусе», - говорил он.

Портовики его любили. Когда были в Риме на экскурсии, ставили свечи в соборах Ватикана, чтобы не болела жена Иван Петровича.

- При Усове была строгая дисциплина, - уверяет Любовь Политицкая. - Если и «получали» мы, никто никогда не обижался. Отчитали, выходит из кабинета, «м-да, надо было умнее быть!»

Своя политика была и в отношении «династий». Если просили взять сына на работу в порт, Усов говорил: «Проштрафится - увольняется и он и ты».

Продолжатели династий портовиков


Людмила Гришкова долгое время была своеобразной экономической шеей порта (зам. начальника по экономике, а нынче советник начальника по экономике, 45 лет в порту).

- Еще в детстве мой папа Александр Михайлович говорил: «Ну, ты у меня инженером будешь, - рассказывает Людмила Александровна. - И как в воду глядел. Родилась в Одессе, в первые сутки освобождения города, в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Родители переехали в Николаев, отца-судоремонтника перевели восстанавливать Николаевский порт. Слесарь по ремонту дизелей, он был лучшим рационализатором, мастером на все руки. Жили мы прямо возле управления порта. И вот, когда я школу оканчивала, мама послала меня заплатить за путевку брата в пионерлагерь. На дверях управления бросилось в глаза объявление: единственный в Союзе институт инженеров морского флота набирает студентов. И я поступила туда. Вышла замуж за выпускника судомеханического факультета. Поехали работать в Находку. А через два года вернулись в Николаев. Муж проплавал 32 года на судах ЧМП, дослужился до стармеха. Я начинала с диспетчерской, работала в отделе труда, потом технологии. Это были самые благословенные годы, когда за внедрение рацпредложений получали премию больше зарплаты. В технологии я проработала 11 лет. А потом заместителем начальника отдела труда и заработной платы - тоже 11 лет. Когда «Октябрьск» отделился, стала заместителем по экономике. Замечательные были годы. Появилась самостоятельность. Мы стали хозяйствовать так, как требовало время. Сначала переваливали спецгрузы, потом добавился металл. Очень повезло с руководством. Виталий Петрович Крапива обладает удивительной интуицией. Он очень многое предвидел. И всегда вовремя принимал правильные решения, что сказывалось на работе предприятия, зарплатах и премиях, то есть обеспеченности и защищенности портовиков. И сейчас эта тенденция продолжается. Порт - это наш надежный дом. И моя семья продолжает династию. Младшая дочь окончила Водный (Одесский национальный морской университет). Внучка учится на эксплуатационном факультете.

За здоровый образ жизни - треть надбавки к премии



Борис Чайкин, старший мастер, был первым профсоюзником порта; пришел сюда в октябре 1968-го:

- Здесь вокруг были волейбольные площадки, футбольные поля. Мы играли в обеденный перерыв, какая бы тяжелая работа ни была. Жили и радовались. Я был бригадиром, мы неоднократно выходили в передовики. Потом поднимался по ступенькам, работал в механизации, а в 1989 году возглавил профбюро: организовывали поездки в Крым, Карпаты, портовики отдыхали в санаториях, пенсионеров также поддерживали.

- Сегодня профком - тот же эпицентр социальной жизни, - говорит его лидер, портовик со стажем Александр Калошин:


- Порт создавали люди, которые, к счастью, есть среди нас, - отмечает Александр Борисович. - Это самое важное достижение. Предприятие создавали как лучшее. И оно достигло такого уровня. Наша задача всеми силами помочь людям остаться на прежних позициях и идти дальше к новым высотам. Ветеранов у нас свыше 200 человек. Профсоюз выделил им помещение. У старейшин есть возможность выступить перед коллективом, поделиться богатым жизненным опытом. Сейчас ведь трудно представить, как вручную перегружали вагоны, как добирались зимой на открытых грузовиках. К 20-летию создания порта «Октябрьск» разработана целая праздничная программа. Милицейский отряд, который охраняет порт, подготовил концерт для портовиков. Выступила николаевская команда КВН. Все сотрудники смогут посмотреть новогодние представления в одном из театров города.

Нужно сказать, что спорить с администрацией не приходилось. Наоборот, начальник порта Андрей Юрьевич Егоров, человек с большим опытом работы в отрасли, приоритетом, помимо производства, считает заботу о людях. Здоровый образ жизни у нас на первом плане. Летом все желающие отдохнули на базе отдыха в Коблево. Дети - в Скадовске. Всячески поощряются физкультура и спорт. В водно-оздоровительном бассейне «Водолей» портовики занимаются в секциях, есть спортивные группы и в самом порту. Комплектуется футбольная команда, создана рыболовная секция. Чем больше человек занимается спортом, тем он меньше болеет и тем выше его трудовая отдача. Таким работникам предусмотрена надбавка к премии до 30 %. Кто хочет подлечиться, профсоюз помогает с лекарствами.

Следующий шаг - музей истории «Октябрьска»



Начальник порта Андрей Егоров на вопрос, в чем же особенность «Октябрьска», не преминул заметить:

- Что всегда отличало порт - это дисциплина. Люди прекрасно понимали задачи, соответствующим образом их выполняли. Здесь воспитались трудовые династии, целые портовые семейства. Это нужно хранить. Каждый член семьи заинтересован в материальном благополучии. И делает все возможное для развития предприятия. Мы поддерживаем все начинания профсоюза, все, что идет на благо людей. Сегодня пытаемся найти лицо нашего трудового коллектива, как в этой «золотой тачке», ставшей символом достижений нашего порта. Создаем музей истории порта, над которым уже работает ветеранская организация. Традиции - тоже наше отличие, которое в будущем непременно станет нашим преимуществом!

Инна Ищук, Анатолий Венгрук



Порт "Октябрьск" - предыдущий материал здесь

Море, Октябрьск, Люди, Порты, Ищук Инна, Калошин Александр, Венгрук Анатолий, Егоров Андрей, Николаевская область

Previous post Next post
Up