Мой скарб уже на корабле; простимся; И если ветер выдастся попутный и будет случай, то не спи, сестра, и весть пришли. Уильям Шекспир. Гамлет, принц датский
Высокий сезон
Яхтенная Дания, июль, высокий сезон: ночью плюс двенадцать, днём плюс восемнадцать. Если только день выдался солнечный, на пляжах дети не вылезают из воды. Со швартовками проблемы: совершенно не хватает мест на палах и мы то и дело вяжемся плотом в три лага. Выходные, все выходят в море. По россыпи парусов на горизонте видно, что Дания - настоящая морская держава.
Говорят, что у нас в Рижском заливе некуда ходить, что сезон короткий и поэтому иметь свою лодку нет никакого смысла. Объясняют, что погода в Балтике отвратительная и вздыхают о Средиземноморье. Попробуйте сказать такое датчанину, и он вас совершенно не поймёт. Это у алеутов сезон короткий, скажет он вам, а у нас в Кертеминде - четыре, а то и пять месяцев. Натянет вязаную шапку, застегнёт куртку-штормовку, снимется со швартовов - тут-то его и видели.
Лодки
В море ходят и стар, и млад. Семьи с детьми на плоскодонках. Молодые люди на моторных лодках. И почти кто угодно - на парусных яхтах. Яхты - самых разных типов, форм, вооружений, возрастов. Дорогие «Эйч Эры» соседствуют с серийными детищами французских верфей. Вот - старинный кеч, скандинавское двухмачтовое судно с досками обшивки внахлёст. Раньше, пятьдесят лет назад, так строили у нас в Риге, и до сих пор кое-где можно увидеть вытащенные на берег корпуса с узнаваемыми хищными обводами.
Рядом отшвартовался «Наяд», дорогая и крепкая посудина для дальних походов. Шведская компания-производитель обанкротилась, став жертвой финансового кризиса, а лодки до сих пор ходят и очень ценятся. Вообще, в Дании много лодок шведского производства: надёжных, основательных, специально предназначенных для холодных балтийских волн и внезапных штормов.
Еще дальше застыл, растянутый на швартовах, видавший виды шлюп. Хозяин помог мне отшвартоваться, угостил пивом, и мы разговорились. Жалуется: старый деревянный корпус всё время фильтрует воду, и помпа работает каждые шесть часов. Отпуск такой короткий, не хватило времени как следует подготовить лодку. Но это не беда, проблема решаемая. Ведь надо ходить! А в соседний порт - не поверите! - только что зашёл настоящий драккар, судно викингов, самый большой в мире. Сорок человек экипажа, прямой парус. Энтузиасты то ли построили его, то ли восстановили поднятый со дна древний челн.
На воде все без исключения одеты в непромоканцы. Никаких шорт и бондан. Яхтсмены дружелюбны, ненавязчивы и помогают друг другу. У многих - собаки, холёные и крайне вежливые. Видно, что они - опытные мореходы: смотрят на вас со снисходительным пониманием и гордо носят спасательные жилеточки. Дети тоже щеголяют по пирсам в жилетах. К вопросам безопасности отношение самое серьёзное. Видно, что датчане издревле ходят в море, и традиция не прерывалась. Это проявляется в мелочах. Например, в том, что никто не отпустит ребёнка играть возле воды в порту, не одев в ярко-оранжевый спасательный жилет. И юному дарованию даже в голову не придёт капризничать и сопротивляться. Он же - будущий моряк.
Марины
Зелёная вода Балтийского моря почти не солона. На всём побережье острова Фин разбросаны яхтенные марины. Они прекрасно оборудованы: удобные причалы, туалеты, возможность подключить береговое электричество и пополнить запасы воды. Воду экономят: горячий душ за дополнительные деньги по таймеру. Всё автоматизировано: в большинстве мест стоянку оплачиваешь в специальном автомате, получая наклейку на рангоут и чиповую карту для доступа в туалеты и душевые кабины. Персонал заканчивает работу в пять часов вечера, и всё общение прибывающего вечером капитана - с автоматическими электронными устройствами.
Зайдя в марину, ищите свободное место для швартовки. Такие места отмечены зелёными отражателями, а занятые - красными. Если не оказалось свободных палов - остаётся встать к кому-нибудь борт о борт (лагом). Местное правило хорошего тона гласит: если капитан не против принять таких гостей, он вывешивает на свободный борт один кранец. Это - разрешение причалить, даже если на борту никого нет.
Отшвартовавшись и как следует привязав лодку, самое время посмотреть, что же есть на берегу.
Имейте в виду: в Дании, во-первых, всё очень дорого (я имею в виду - очень дорого, простенький обед на троих за триста евро - нормальное явление), а во-вторых, закрывается в 17:00. Всё - от музеев до магазинов. Ресторан, работающий в восемь вечера - редкость, и, скорее всего, кухня уже будет закрыта. Рассчитывайте на пиво с орешками. Орешки, кстати, тоже под вопросом. В основном морская братия ужинает на яхтах или на берегу в маринах.
Вечерами над водой разносятся вкусные запахи. У большинства яхтсменов с собой - маленькие круглые мангалы, блестящие и изящные. Поначалу я подумал, что они - электрические. Потом разговорился с одним из владельцев. Оказалось - нет, на углях, но очень технологичные, внешний корпус не греется; можно носить его в руках и использовать прямо на борту.
В маринах везде - столики на берегу. Типичная семейная идиллия: муж-капитан возится с мангалом, жена хлопочет, накрывая стол, пара малолетних детей, хихикая, отчитывают собаку за непослушание.
Навигация
В сегодняшнем переходе мы шли по каналам, вырезаясь на ветер и лавируя между разбросанными там и сям мелями. Навигация здесь требует большого внимания, но всё устроено очень удобно. Большинство опасностей хорошо отмечены, лоции и карты подробны и ясны. Всё сделано для морского транспорта: под всеми мостами можно проходить. Даже пешеходный мостик в марине - и тот разводной. Конечно, самый знаменитый датский мост - Большой Бельт, который пересекает одноимённый пролив. Многокилометровый исполин - третий в мире по длине пролёта. Мы дважды проходили под ним на яхте. Незабываемое зрелище.
Мостов очень много, в том числе и небольших. Проход под такими, да еще при сильном боковом течении - интересное развлечение, особенно, если клиренс моста 18 метров, а высота мачты - 17. Сколько ни ходи в таких условиях, всё равно до последней секунды кажется, что ну вот сейчас врежемся.
Приливы и отливы исчезающе малы, зато очень сильны ветровые течения. Боковой поток в три узла при проходе какой-нибудь неудобной узости, с бурунами и водоворотами - очень распространённое явление. Нужно быть очень внимательным.
Глубины небольшие, десять метров под килем - роскошь. То и дело приходится идти по отмеченной буями дорожке. Вроде бы, кругом вода, а на самом деле вокруг - сплошные мели. По такому фарватеру организовано полноценное двухстороннее движение. Кроме яхт, рядом пытается протиснуться большой пассажирский паром. Нависнув огромным бортом, пыхтя дизелями, обгоняет, словно бы неуклюже извинившись.
Традиции
Настоящая морская держава видна не только и не столько по наличию мощного военного флота, а по тщательно поддерживаему государством уровню спортивного и любительского яхтинга. По инфраструктуре портов. По тому, поднимает ли харбор-мастер флаг государства, чья яхта зашла в гости на одну ночь. По отношению к безопасности. По национальной школе яхтенного дела. По взаимной вежливости яхтсменов. Это - утраченные за долгие годы советской власти традиции, которые нам еще предстоит по крупицам восстанавливать.
Вот вам пример. Местные тщательно блюдут этикет флага. Снимают с заходом солнца и поднимают утром. Считают, что выражают таким образом уважение королеве. Эта традиция - старая, оставшаяся со времён Большого Парусного Флота. На переходах под левой краспицей нашей яхты развивался флаг Латвийской Республики, национальный признак экипажа, а за кормою - датский, флаг порта приписки.
Однажды в узком канале нас обгоняло датское военное судно, и я ему решил отсалютовать. Это не очень распространённое в наши дни действие регламентируется так: на больших кораблях приспускают собственный флаг, а на маленьких яхтах, вроде нашей, извлекают древко из гнезда и наклоняют флаг к воде, что мы и сделали, поровнявшись форштевнями. На корвете немедленно ответили на приветствие: кто-то метнулся с мостика на флайбридж, и гордый датский стяг медленно приспустился, приветствуя маленькую лодку. Наш экипаж от неожиданности безо всякой команды вытянулся во фрунт. На мостике военного судна люди тоже стояли словно по стойке «смирно». Корвет Королевских Военно-Морских Сил Дании и яхта под латвийским клубным флагом разошлись, но осталось еле уловимое ощущение гордости, которое, наверное, испытывали моряки давно ушедшей парусной эпохи.
Все флаги
Места вокруг острова Fyn очень красивые, недаром их называют «северной ривьерой». Суровая, но прекрасная балтийская природа. Чистая, прозрачная вода. Обилие островов и очень интересная навигация.
На берегу - большое количество достопримечательностей: древние замки, заповедники, городки. Очень рекомендую посетить знаменитый музей мореплавания в местечке Marstal на острове Ærø. Заодно там же можно увидеть верфь, возле которой спущен на воду восстановленный копрус шхуны «Bonavista» и с удивлением обнаружить в каждом втором магазинчике бутылки традиционного рижского бальзама, который, оказывается, еще с давних времён почитается местными моряками и считается здесь чуть ли не национальным напитком. К сожалению, в «Википедии» на латышском и русском языках об этой странице истории самого знаменитого нашего напитка ни слова, зато есть на датском.
Мы стоим в марине города Кертеминде. Вокруг - многоязыкая разноголосица, с преобладанием датского и английского. Все датчане прекрасно (без преувеличения) говорят по-английски. То и дело встречаешь яхтсменов из самых разных уголков мира. Лодки под шведскими, финскими, немецкими флагами. Немцев вообще очень много: они приходят с юга, из Киля, через залив, чтобы провести в Дании выходные или короткий отпуск.
Мы с большим удовольствием засвидетельсвовали почтение экипажу русской яхты «Нева» Санкт-Петербургского Речного Яхтенного Клуба. Шлюп 1936 года постройки, с благородными классическими обводами. К сожалению, плотный график не позволил нам нормально пообщаться: через час мы должны были сниматься со швартовых, а ребята только что пришли. Ну - не в последний раз. Семь футов под килем, «Нева». А нам пора - в поход за красотами Датской Ривьеры.
Источник