Яхтенный рулевой в морском пейзаже

Jul 23, 2012 20:44



«Пейзажную альтернативу» на днях устроил муниципальный Музей личных коллекций им. А. В. Блещунова. Два автора - Константин Зарицкий и Сергей Белик взаимно дополнили своеобразное восприятие колорита моря. Насколько это удалось маринистам, покажет зритель, а «Моряк Украины» шел по пятам за Зарицким от выставки персональной - «Морской словарь» в арт-галерее «Квартира № 10» и не разочаровался в его творческой самобытности.


Лицо Европы

Мало чувствовать море, его настроение, видеть переливы красок в лучах солнца или луны, нужно еще и «знать» море и его жизнь. Речь о художнике Зарицком, выросшем в семье профессионального моряка. Не удивительно, что он, которому был подвластен почти весь морской словарь, мечтал покорять моря.



Отцовское дело, яхтенные соревнования, романтические прогулки у причалов, дух Одессы, в конце концов... Но было одно «но». Отец, Борис Зарицкий, был и есть человеком творчески одаренным. Он писал картины, строил редкие модели парусников. И выставлялся. Искусство также вдохновляло и восхищало Константина. И в один момент случился переворот сознания.



- Когда я стал заниматься в студии художника Николая Артемовича Павлюка, шаг за шагом я понимал: нужно творить. Творить на том языке, который я чувствую, - вспоминает Константин Зарицкий. - Я ощущал, что мое призвание - искусство.

Так был сделан окончательный выбор между искусством и флотом. Яхтенный рулевой стал художником. Почти сразу обозначилась натуралистичность метода. Первая выставка состоялась в 1978 году в Одессе в выставочном зале Союза художников. А далее - парад экспозиций здесь и за рубежом. Бельгия, Германия, Люксембург, США, Турция, Франция, внимание критиков, ценителей искусства. Картины стали «уплывать» за моря и океаны, «прописываться» в частных коллекциях.

- Я вижу морской пейзаж таким, каким смогу писать только я. Маринистика выходит за рамки изобразительного искусства. Это мир, который существует сам по себе, - говорит Зарицкий.

В последние годы прошлого века морские сюжеты Зарицкого тиражировали календари.


  Телепроекты «Мастерская», «Акватория», «Арт», «Бельэтаж» серийно и выпукло смаковали его живописное море. А несколько лет назад телекомпания «SHITTSTELLE FILM und Video GmbH» сняла телевизионный фильм для программы международного телеканала «ARTE» - «Лица Европы: Одесса». Почему именно в Зарицком, его сущности увидели типичность Одессы? Художник скромно удивляется. На самом деле Зарицкий не просто отображает морские пейзажи и нежными, но уверенными мазками, боясь «обидеть» холст бураном нахлынувших эмоций, передает, сливаясь с волнами, свое настроение. Маринист умело фиксирует исторические детали одесского флота.

Морская классика

Если повезет, на причале в районе Пересыпи можно увидеть черноморскую фелюгу, ставшую уже исторической редкостью. Сегодня их можно по пальцам пересчитать. Говорят, штук пять на всю Одессу осталось. Одна из фелюг принадлежит Зарицкому.

- Шаланды давно нет, а вот фелюги - парусно-гребные лодки, пришедшие им на смену, еще остались, - грустит художник. - Когда я с ней «связался», мне было 35 лет. Радости не было предела! Она оказалась хорошо управляемой под парусом, несмотря на свою тяжеловатость. Но сегодня она законсервирована, на стапеле. Не по силам ее содержать. Стоянка в Одессе непомерно дорогая. А вот во Франции и Англии по сей день выходят на рыбацких лодках ХІХ века, которые достались по наследству. И никакой реконструкции, они в прекрасном состоянии. У нас, к сожалению, все погибает…

Зато фелюги будут вечно «жить» на картинах Зарицкого. Это морская классика! Его уникальный арт-проект «Причал на Пересыпи», премьера которого состоялась семь лет назад, был посвящен рыбацким куреням и черноморским фелюгам.




На картинах Зарицкого можно встретить и крупные суда, уходящие вдаль или приближающиеся к берегу, и отдельные детали, например, одного из крупнейших учебных парусников для офицеров морской академии Легхорн итальянских ВМС «Америго Веспуччи».


  Критики пытаются дать определения манере Зарицкого, говоря о фотографичности, лаконичности, в чем-то непростительной условности. Но стоит ли это делать, если сам художник не примыкает ни к одной художественной традиции и не ищет никаких определений своего творчества? У него выработался оригинальный язык творчества. Узнаваемый и неподражаемый. И он живет по завещанию другого Константина, поэта-романтика Батюшкова: «Живи, как пишешь и пиши, как живешь»…

Снежана Павлова

Фото автора



Досье «МУ»

Константин Зарицкий родился в 1958 г. в Винницкой области. С 1966 года живет в Одессе. С 1973 по 1979 гг. учился в мастерской Н. А. Павлюка (1901-1984). В 1979 г. окончил художественно-графический факультет Одесского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского. Член Национального союза художников Украины. Член-учредитель Союза маринистов г. Одессы. Член Ассоциации одесских яхтсменов.

Яхты, Одесса, Живопись, Павлова Снежана, Море

Previous post Next post
Up