Сертификация моряков - год проблем и разочарований?

Dec 02, 2020 19:39



Многие проблемы в сфере дипломирования моряков не решались, а некоторые за последний год существенно обострились.
Еще во второй половине 2019-го, очень сильной была надежда морской отрасли и всего украинского общества на скорое наведение порядка после прихода к власти нового президента и формирования монобольшинства в Раде.
После увольнения в конце 2019-го одиозных «руководителей» морской отрасли, время работы которых, начиная с 2016-го, связано с созданием системной коррупции в сфере подготовки и дипломирования моряков.
Все верхние эшелоны новейшей власти торжественно озвучивали конец эры коррупции и начало эры наведения порядка.

Конец эры коррупции?
После увольнения всех руководителей Морской администрации и заместителей Министра инфраструктуры 20 октября 2019 г. Кабинет Министров Украины (КМУ) распоряжением № 984-р объявил конкурс на должность головы Морской администрации. И этот конкурс состоялся по морским понятиям правильно: кандидаты должны были достаточно серьезно знать основное морское законодательство и найти правильные решения на ситуационные задания, связанные с реальными практическими проблемами морской и речной отрасли. Тестирование, ситуационные задания и собеседование в Национальном агентстве державной службы (НАДС) проводилось во второй половине ноября 2019 г.
В результате конкурса на уровне НАДС первые места заняли самые достойные кандидаты. По процедуре оставалось собеседование с Министром инфраструктуры, которому нужно было выбрать самого лучшего из кандидатов и после этого утвердить его распоряжением КМУ.
На этом этапе начали проявляться непонятные тогда, но понятные сейчас, явления. Это можно охарактеризовать так: не желание менять ситуацию с коррупционной составляющей.
Именно в то время реформы застопорились, начали блокироваться. Весь дальнейший ход событий это подтверждает.
Уже в то время Министр не только не выбрал самого достойного кандидата, но и инициировал решение КМУ о том, что победителей конкурса не оказалось. Наиболее пикантным при этом оказалось, что Министр Криклий В.А. еще до собеседования с кандидатами публично огласил, что у него ко всем кандидатам есть вопросы и поэтому будет повторный конкурс.

Непрофессионалам тоже можно?
Перед самым Новым 2020-ым, был объявлен повторный конкурс, который вызвал много вопросов в морском обществе. Во-первых, на этом конкурсе требования к кандидатам вдруг радикально изменились - теперь абсолютно исчезли требования в отношении знаний морского отраслевого законодательства; были отменены практические ситуационные задания. Теперь практически любой человек мог претендовать и быть назначенным на должность руководителя органа власти, в сфере ответственности которого находится вся морская и речная отрасль. В отрасли это вызвало шквал непонимания - как можно назначать на такие должности непрофессионалов?
Но на этом странности не закончились, а проявились в новой плоскости. Абсолютных победителей первого конкурса, которых поддерживала морская отрасль, на втором конкурсе комиссия НАДС в новом составе признала абсолютно непригодными для должности руководителя Морской администрации. Их искусственно и довольно примитивно не пропустили через конкурсную комиссию как кандидатов на эту должность. Если сравнить с таким же конкурсом в 2018-ом, ситуация была полной копией.

А судьи кто?
Возникает закономерный вопрос о статусе доверия к НАДС, если лидеров первого конкурса уводящими в сторону вопросами нивелируют для того, чтобы провести своих, избранных.
Но и при этом конкурсе, вероятно, в связи с выпадением «фаворитов» из числа прошедших даже через крупное сито победитель снова не был обозначен.
Ну, а третьему конкурсу вообще повезло - короновирус помог. В правительстве приняли решение, что на период карантина можно назначать кого хочешь без конкурса и надолго.
Именно так в морской отрасли и произошло.
Какая же была эволюция руководителей Морской администрации за последний год?  Божко М.П., Ворона Ю.Н., Звягинцев С.Б., Глазков А.В.
Не оценивая личностные качества этих людей, каждый их них имеет какой-то жизненный опыт и, возможно, определенные заслуги. Но морская отрасль однозначно не может принять людей, не имеющих реального личного авторитета и характера потенциального лидера именно в системе водного транспорта.

Управление в ручном режиме вызывает все больше вопросов
Но, как ни странно, вопрос даже не в них. Проблема морской отрасли состоит в том, что управление остатками отрасли происходит исключительно в ручном режиме. А приоритетами стали: желание быстро и много заработать; тотальное устранение профессионалов из отрасли; назначение только своих людей, независимо от опыта и профессионализма; полная закрытость деятельности; безответственность за содеянное и за причиненный при этом материальный, а также имиджевый для страны ущерб.
И наиболее ярко это выражено в системе дипломирования моряков. Хотя, казалось бы, весь процесс сертификации моряков четко регламентирован Конвенцией ПДНВ и регулярно мониторится Международной морской организацией (ИМО).
Тем не менее, эти проблемы существуют и с каждым годом все больше усугубляются. И управление этими процессами, судя по анализу событий, находятся далеко за пределами Морской администрации.
Ярким примером такой безответственности и закрытости государственных органов на разных уровнях (КМУ, Мининфраструктуры, Морская администрация, Инспекция по подготовке и дипломированию моряков (ИПДМ), Офис Президента, СБУ, Генпрокуратура, НАДС, Министерство юстиции,…) является системное отсутствие ответов на самые резонансные вопросы, которые много раз задавали общественные организации. Например:
Кем и с какой целью изменены квалификационные требования в должности головы Морской администрации;
Почему уже два года в нашей стране незаконно назначены и до сегодняшнего дня действуют нелегитимные  капитаны портов;
Какая реакция высших органов власти и правоохранительных органов на подделку капитанских (!) дипломов головы Морской администрации и директора департамента безопасности мореплавания МорАда;
В чьей же сфере ответственности находится Инспекция по вопросам дипломирования моряков;
Почему заблокирована и не восстанавливается работа государственных квалификационных комиссий (ГКК) во всех городах, кроме Одессы;
Почему в нормативную базу до сих пор не внесены поправки к Конвенции ПДНВ 2015-2016 г.г.;
Почему Государственный реестр документов моряков Украины (Реестр) полгода не находился на штатном месте;
Почему Реестр не работает в открытом режиме и ИПДМ блокирует внесение в него данных о документах моряков;
Необоснованны причины резкого поднятия цен несколькими тренажерными центрами и непринятия в ГКК сертификатов большинства других центров…
До сих пор ни один из этих вопросов в последний год конкретных ответов не получено. И это вызывает новые вопросы.

Почему в системе дипломирования моряков все не так, как надо?
Основные этапы процесса дипломирования: периодическая тренажерная подготовка в морском тренажерном центре; подтверждение легитимности документов в Реестре; сдача экзаменов в ГКК; получение нового квалификационного документа у капитана порта. И на всех этих этапах в последние годы возникли искусственные проблемы. Вот основные из них.
Тренажерные центры:
Во второй половине августа 2016 г. во ВСЕХ морских тренажерных центрах были проведены внезапные обыски с использованием технологий «маски-шоу» и выламыванием дверей. Сложно такую одновременную акцию в разных регионах страны оценивать, как случайную и неорганизованную. В результате большая часть документации и носителей информации была изъята и уже тогда начались попытки разделить центры на «свои» и «чужие». Подводные процессы давления на центры и попытки навязать условия и даже договора после этого непрерывно волнообразно продолжались.
С самого начала января 2019-го пять тренажерных центров в Одессе и в Херсоне одновременно подняли цены на подготовку в 5-6 раз. И для моряков и для других центров это было неожиданно. Все другие центры цены не поднимали. Но, странное дело, сертификаты этих других центров не принимались ИПДМ для записи на экзамены в ГКК. И моряки, прошедшие подготовку в этих других центрах, были вынуждены идти в один из «своих» центров и повторно платить. Но уже в пять раз больше.
К этому стоит добавить, что за последний год появилось еще пять новых «своих» центров, созданных и одобренных Морской администраций как по мановению волшебной палочки и так же внесенных в перечень одобренных центров, утвержденный МИУ.
Однако, и на этом ситуация не остановились. По инициативе Министра инфраструктуры Кабинетом Министров подготовлено и протоколом № 54 08.07.2020 г. дано поручение МИУ и Морской администрации провести внеочередную проверку всех морских тренажерных центров. Цель понятна - по результатам проверки показать, кто плохой, а кто хороший и отсечь всех плохих.
Если учесть двухлетний марафон по пересеченной местности, который вынужденно проходят тренажерные центры, и жесткое разделение центров на две группы: тех, кому дали возможность работать и кому не дали, такое распоряжение было ожидаемое.
Однако, это решение было настолько не законным, что оно не сработало. Ни один центр так и не был проверен. Тем не менее, как говорится в старом анекдоте, «ложечки нашлись, но осадок» в отрасли остался.

Государственный реестр документов моряков Украины
Это подразделение ИПДМ, функционал которого - принимать информацию о выданных морякам документах и подтверждать (или не подтверждать) наличие в базе данных конкретного документа.  ВСЕ! Причем, по нормативам 2003 года - информация о наличии документа в базе данных должна подаваться максимум в течении 3-х дней. В 2015-ом было разработано программное обеспечение, которое должно обеспечить ведение открытого реестра и, соответственно, определять наличие документа в базе практически моментально. И эти действия для всех субъектов должны были быть бесплатными.
Однако, из этого Реестра почему-то сделали монстра, через который не перескочишь. Самый главный искусственный барьер - невнесение или значительные задержки с внесением полученной от тренажерных центров информации о выданных сертификатах. А если в Реестре нет информации, хотя бы об одном сертификате, заявление на экзамен в ГКК от моряка не принимается.
И это «случайно» стало фильтром, эффективно разделяющим информацию от «своих» и «не своих» центров. Работает фильтр очень жестко. Моряки вынуждены обращаться только в «свои» тренажерные центры.

Государственные квалификационные комиссии (ГКК)
Функции ГКК - подтвердить, соответствует ли квалификация моряка документу, который он получает. Это подтверждение может происходить в разных вариантах: письменный экзамен, устное собеседование или компьютерное тестирование.
К 2015 году ИПДМ по распоряжению МИУ были разработаны тестирующие программы для подтверждения квалификации моряков. Вопросы и ответы на них должны быть опубликованы и доступны морякам. Однако тестирующие программы полностью так не запущены. Вопросы так и не опубликованы.
Сейчас даже при позитивном прохождении тестирования члены ГКК позволяют усомниться в правильности ответов и как обязательный элемент направляют моряка на устное собеседование. И вот тут уже четко отработан механизм: не заплатил - экзамен не сдашь. А для сбора средств создана и уверенно функционирует система т.н. посредников, мимо которых моряк сейчас просто некуда не пройдет. И суммы этих доп.оплат посредникам, а правильнее - взяток, постоянно растут.
При этом для «удобства» общения моряка с посредником созданы и поддерживаются Министром инфраструктуры региональные подразделения «Укрморречсервиса», такая себе полуофициальная прослойка между моряком и всеми остальными участниками процесса. Однако, размер доп.оплат при обращении в сервисный центр с моряка не уменьшается.
В русле «диджитализации», объявленной Министром инфраструктуры, вдруг появились модное явление «e-Sailor». Звучит красиво. Однако, в этом электронном сервисе, который теоретически напрямую должен выводить моряка на ГКК, появляется некий «агент», без указания которого в электронном приложении дальше не пройдешь. С этим «агентом» моряку необходимо подписать некий договор. И только потом моряк может подать свои документы для сдачи экзамена в ГКК.
Но настолько вся эта схема писана белыми нитками, настолько сомнительное содержание договора, настолько тесно сплетен клубок официального и коррупционного, настолько схема ставит по удар самого Министра, что ему пришлось опубликовать на сайте МИУ 11.09.2020 г. информацию о том, что Министерство со схемой «e-Sailor» ничего общего не имеет. Как это воспринимать, не совсем понятно, но и сейчас моряки другого пути кроме как подачу документов через «e-Sailor» не видят. И вопрос о том, какая же связь «e-Sailor» и Министерства, остается открытым.
Однако, в последние месяцы ситуация для каждого конкретного моряка дополнительно осложнилась наложением состоянием неопределенности в связи с ликвидацией ИПДМ и передачей функции дипломирования в МорАд. После опубликования решения о ликвидации ИПДМ решение большинства вопросов с выходом моряка на ГКК усложнилось, удлинилось по времени и увеличилось в цене.

И это не могло не вызвать обратного эффекта!
Как ни странно, самая обиженная многотысячная составляющая процесса негативного обращения с моряками - сами моряки. Они до последнего времени оставались самой пассивной частью. Основные причины такие: 1) я дома нахожусь мало, заплачу кому угодно, чтобы меня не трогали; 2) зарабатываю неплохо, готов заплатить, сколько скажут; 3) не буду сейчас высовываться, а вдруг сейчас и завтра экзамены не сдам.
Но, наступила ситуация, когда мне завтра в рейс, а искусственно созданные проблемы с получением документов не позволяют получить мою законную работу. И неизвестно, когда получишь свои законные документы и снова пойдешь на работу. И все это происходит примитивно по прихоти каких-то присосавшихся к карманам моряков паразитов, коррупционные действия которых не пресекаются государственными топ-чиновниками.
А сможешь ли снова попасть следующий раз - работодателю не нужны непредсказуемые специалисты: будешь, не будешь, проще заказать беспроблемного. Плюс, наложение на ситуацию всех особенностей короновирусного карантина.
И вот тут эмоции достигли точки кипения. И этот пассивный раньше моряк поднялся: информационные ресурсы штормят от негативных отзывов; организованы и проведены акции привлечения внимания к проблемам моряков для Президента в Одессе и в Киеве в октябре и ноябре; состоялся недавний протестный автопробег по морским городам. И эти акции будут продолжаться. Пока моряки не будут услышаны.
Или пока большое количество украинских моряков не потеряют работу. Или пока наши моряки не найдут другую лазейку по получению документов в других странах: у соседей - Болгария, Румыния, Польша, Литва, Молдавия, Россия, наконец; либо в более далеких странах, но тогда уже вероятно, с перспективой на ПМЖ. Кому от этого будет лучше?

Итак, что же мы все имеем за прошедший год
Первое - это неоправданные надежды. Проблемная ситуация в системе дипломирования не только не изменилась, но и стала более изощренной, непонятной и дорогой для моряка.
Второе - если не получается решить проблему с коррупцией на уровне персонала, необходимо изменять правила для серьезного уменьшения возможности эту коррупцию использовать. Предложения уже новому руководству Мининфраструктуры по радикальному изменению нормативной базы в сторону максимального упрощения Всеукраинской ассоциацией «Морское образование» только за последний год направлено в пять раз.
К сожалению, до сегодня в нормативной базе изменений нет. Начиная с августа, согласовывается проект приказа о частичном изменении Положения о званиях и Положения о ГКК. Позитивным моментом в этом проекте (размещен на сайте МИУ 02.11.2020 г.) является отмена ГКК для подтверждения диплома лиц командного состава. Есть попытка решить вопрос проверки стажа плавания через другие документы, в том числе и путем получения некоей справки от Государственной миграционной службы. Но при этом остается вопрос: кто же, и по каким критериям будет проверять стаж плавания. Кроме того, остается решающая роль чиновников ГКК.
Но даже это точечные изменения по каким-то причинам затягиваются. В лучшем случае они будут приняты в конце года вместо сентября, как было задекларировано.
Но и они не меняют общей картины - пересматривать нужно все приказы по дипломированию. А лучше вместо всех отдельных многочисленных приказов создать Единые правила дипломирования моряков.
Обязательно должны быть внесены такие ключевые позиции:
  1. Переход исключительно на компьютерное тестирование для подтверждения квалификации моряков и полный отказ от собеседования с чиновниками ГКК. Предлагается использование международных тестирующих программ, которые внедрены ведущими мировыми компаниями.
  2. Внедрение открытого реестра документов моряков, бесплатного для всех пользователей.
  3. Внедрение в национальное законодательство только требований Конвенции ПДНВ без каких-либо дополнительных национальных требований.
  4. Подтверждение квалификации моряков в любом регионе страны с записью исключительно в электронном виде.
  5. Минимизация по времени процесса дипломирования: оформления квалификационных документов сразу после подтверждения квалификации.
Пока эти предложения Ассоциации и других общественных организаций не реализованы.

И третье - нерешение проблем с моряками, в морской отрасли в целом; упорное нежелание назначить руководителя Морской администрации, которую давно уже в отрасли позорно называют МорАдом;  и продолжающийся расцвет коррупции свидетельствует о нежелании решать эти проблемы. И в первую очередь - на уровне Министерства инфраструктуры. Основную ответственность за эти негативные события по должности несет лично Министр. И чем дольше этот негатив будет длиться, тем больше негатива будет с ним связано.
Пока негатив не уменьшается.

А в октябре вообще были интересные события
Проблемы с моряками достигли такого уровня, что молчать о них на самом верхнем уровне управления страной стало невозможно - тот же негатив срабатывает не только против Министра, но против Премьера и Президента.
Этот вопрос отдельно был рассмотрен в октябре на заседании транспортного комитета Верховной Рады с подачи ряда депутатов. Поведение Министра инфраструктуры и его попытка убежать с заседания и невнятные ответы на вопросы в лифте обошли все информационные ресурсы.
Но, почему-то рассмотрение вопроса о коррупционных проблемах с моряками закончилось предложением уволить не Министра, который несет всю полноту ответственности за этот негатив, а недавно назначенного главу Морской администрации Звягинцева С.Б., который к вопросам дипломирования на это время имел меньше всего отношения. И Звягинцев С.Б. распоряжением КМУ таки был уволен.
Финал этой ситуации, решение КМУ о внеочередных проверках тренажерных центров, безответственность за очевидный негатив в отрасли говорит о серьезной поддержке действий Министра в правительстве и решениях многих вопросов на уровне КМУ.
А ведь в положительную сторону ничего не изменилось.
Коррупция в сфере дипломирования моряков не уменьшились. Система «не заплатишь - не сдашь экзамен» осталась.
Нормативная база не изменилась. К ее разработке специалистов отрасли не допускают. Даже минимальные изменения в приказы МИУ задерживаются под разными причинами на многие месяца.
К Конвенции МОТ-2006 Украина до сих пор не присоединилась.
Анализом того, что и почему произошло, ни Министерство инфраструктуры, ни соответствующие органы не занимаются.
Скоро закончится ликвидация ИПДМ, все концы уйдут в воду, и ответственность вообще будет нести не за что.

Какие можно сделать предположения о будущем украинских моряков
  1. Исходя из цепочки событий, сложно ожидать от органов власти понимания и улучшения ситуации, если моряки и общественность не выскажут свое жесткое морское «НЕТ».
  2. В морской отрасли все чаще возникает предположение - система подготовки и дипломирования моряков искусственно разрушается, а для облегчения разрушения коррумпируется. Уже сейчас если моряк понимает, что ему нужно заплатить и результат не зависит от уровня знаний, учиться он не будет. Это напрямую приводит к профессиональной деградации. При этом конкуренция с другими странами в современном техническом сложном мире с большой вероятностью будет проиграна.
  3. Наиболее решительные и не терпящие унижений моряки будут искать возможность получать квалификационные документы в других странах со всеми сопутствующими факторами.

В этой ситуации морякам все-таки нужно проявлять и наращивать активность для защиты своих законных прав. Если этого не делать - очень скоро наши моряки могут остаться без работы, семьи - без достойного содержания, страна - без вливания дополнительных валютных инвестиций.
Всеукраинская ассоциация «Морское образование»
«Моряк Украины», № 46 от 25.11.2020-го

Документы, Работа в море

Previous post Next post
Up