Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины в результате обращения юридической компании Legrant признало противоправным взимание платы за организацию перевалки грузов по схеме "борт-борт" в Одесском морском порту. В соответствии с решением административной коллегии территориального отделения АМКУ нарушитель закона "О защите экономической конкуренции" - ГП "Администрация морских портов Украины" (АМПУ) - заплатит штраф в размере 68 тыс. грн. Данная сумма является предельным размером штрафа, который вправе накладывать территориальное отделение АМКУ. Кроме того, решение коллегии обязывает госпредприятие прекратить порочную практику двойной тарификации.
Суть нарушения состояла в том, что АМПУ навязывала своим клиентам услуги по свободному тарифу, которые фактически уже были оплачены ими в составе портовых сборов и иных услуг по государственным регулированным тарифам. Функции госпредприятия в этом случае сводятся к вопросам обеспечения безопасного судоходства, маневрирования и стоянки судов. И за это при перевалке грузов по схеме "борт-борт" судовладельцы платят Администрации портовые сборы, плату за регулирование движения судов и лоцманскую проводку.
Тем не менее, АМПУ требовала с клиентов отдельную плату за "организацию" перевалки по данной схеме, несмотря на то, что сама не осуществляла перевалку грузов и не предоставляла ни плавкраны, ни любые другие средства для выполнения этих работ.
И, как отмечается в выводах коллегии, при проведении погрузочно-разгрузочных работ по варианту "борт-борт" субъекты хозяйствования получают конкурентные преимущества (экономия времени и денег) исключительно благодаря собственным стараниям, а не активному участию государственного монополиста. Сама же по себе возможность более экономно организовать погрузку в порту не может служить основанием для дополнительной тарификации данной операции.
Компания Legrant обратилась в интересах своих клиентов в Одесское территориальное отделение АМКУ с просьбой провести расследование и пресечь злоупотребление монопольным положением со стороны Администрации. После подробного изучения обстоятельств дела админколлегия подтвердила факт нарушения АМПУ антимонопольного законодательства.
"Мы очень рады, что Антимонопольный комитет принял решение пресечь безосновательную двойную тарификацию услуг в портах. Злоупотребления со стороны АМПУ оборачивались для бизнеса дополнительными логистическими затратами и тем самым снижали конкурентоспособность украинского экспорта на мировых рынках. Уверена, что эта победа станет очередным шагом на пути к созданию новых прозрачных правил игры в морской отрасли и внешней торговле", - отметила управляющий партнер Legrant Татьяна Титаренко.
https://ports.com.ua