Второй китайский авианосец (тип-001А), полностью построенный в КНР, в конце мая закончил шестые ходовые испытания. Это завершающий выход корабля в море, в ходе которого устраняются выявленные ранее недостатки, по окончании которых авианосец будет принят на вооружение ВМС страны - пишут различные мировые военные обозрения.
Второй китайский авианосец, полностью построенный на отечественной верфи. Он спущен на воду в апреле 2017-го, швартовные испытания начались в декабре того же года. По мнению портала - topwar.ru, который ссылается на китайское издание Global Times, а те на социальные сети Китая, изначально сдача корабля флоту предполагалась в 2020 году, но в последствии появились сообщения, что он может войти в состав ВМС Китая и в 2019-ом.
Китай торопится
- Корабль строится со значительным опережением графика, - считает судостроитель и автор книг об авианосцах Валерий Бабич, - и может быть принят в состав ВМФ Китая уже в июле этого года. Строительство корабля в сухом доке началось в марте 2015-го, - пишет Валерий Бабич («Вечерний Николаев» 24.05), - а на воду он был спущен 26 апреля 2017-го, к 68-ой годовщине китайских ВМС. - Два года на сборку корпуса - это очень быстро, - считает николаевский исследователь. - У нас и у американцев уходило на стапельную сборку три года, - пишет В. Бабич.
Первый китайский авианосец, переоборудованный из авианосца «Варяг», построенного на ЧСЗ в Николаеве, был передан ВМС Китая 26 сентября 2012-го, под названием «Ляонин» (CV-16). Назван в честь провинции на северо-востоке Китая, где он строился на верфи Далянь. Авианосец приписан к базе ВМФ Циндао, в Желтом море и может быстро перебазироваться к берегам Кореи, или Японии.
Между первым и вторым
В 2013-ом, на той же верфи в г. Далянь (бывший российский и советский порт «Дальний») была начата подготовка к строительству первого авианосца собственной постройки, проект 001А. Авианосцу дали имя «Шаньдунь» (CHANDONG (CV - 17), - по имени одной из самой большой провинции Китая с населением около 100 млн. человек.
Новый авианосец будет размещаться на базе ВМФ Юлин, в Южно-Китайском море, на острове Хайнань. Здесь же расположен командный пункт атомного подводного флота ВМС Китая. Таким образом, авианосец будет прикрывать базу атомных субмарин и контролировать Южно-Китайское море.
В чем отличия?
Новый авианосец во многом повторяет конструкцию «Варяга» (Ляонин), только уменьшена надстройка. Валерий Бабич считает, что внешне они похожи, как две капли воды. Но, семь лет эксплуатации первого корабля позволили многое изменить на «Шаньдуне». Уже известно, что увеличены объемы погребов авиационного боезапаса и топлива для самолетов. Это увеличивает время эффективного нахождения в походе.
Полное водоизмещение корабля около 70 тыс. тонн, длина - 315 м, ширина по полетной палубе - 75 м, скорость хода - 31 узлов, авиагруппа - 40 самолетов J-15 (аналог российских Су-33). Оба китайских авианосца имеют носовой трамплин.
Но, в отличии от «Адмирала Кузнецова», здесь нет ударного ракетного вооружения. Установлены только ЗРК ближнего рубежа. То есть, китайские аналоги советских кораблей - это уже классические авианосцы - считает Валерий Бабич.
Американские источники приводят цифры, что Китай намерен за десять лет построить шесть авианосцев. Два из них - атомные.
Обзор СМИ Анатолия Венгрука