Иван Цихович: морские волны времени

May 16, 2019 07:00


Радиоволны доносят до нас звуки музыки, голоса людей. Телевизионные волны приносят к нам в дом различные события. Волны памяти и воображения вообще фантастичны своей непредсказуемостью. Но самые древние волны - морские. Постоим перед ними, помолчим, послушаем, о чем они шелестят, когда спокойны, о чем гремят, когда в ярости. Море - великое чудо природы. Оно вокруг нашего города со дня его рождения, ежесекундно прикасается к нему. Самые парадные из волн - те, что омывают одесский порт.
- Иван Тимофеевич, Одессу называют морскими воротами страны. Вы стоите буквально на этих воротах. Это почетно и ко многому обязывает. Давно Вы здесь служите?
- Я служу начальником Воронцовского маяка более полувека, а вообще работаю на этом маяке после службы в армии, с 1955-го года. Маячник - особая служба. Она круглосуточно обеспечивает безопасность входа и выхода судна в порт.

- Мы стоим с Вами на площадке на самом верху маяка. Вы назвали ее палубой, высоко ли мы сейчас над уровнем моря?
- Палуба на высоте 24-х метров. А шпиль маяка - на высоте 29 м 95 см.
- Какая точность! Если мы на палубе, тогда уточним, конец шпиля - клотик?
На море, как на море. А под шпилем - то самое таинственное круглое стеклянное помещение, которое светится до горизонта ярко-рубиновым цветом.
- Да, лампа мощностью всего один киловатт окружена вращающейся рифленой оптической системой, которая направляет и усиливает свет маяка.
- Воронцовский маяк - один из символов Одессы. Кстати, почему он так называется?
- Так ведь он самый лучший на Черном море. Первый маяк в Одессе, высотой 9,5 метров, был построен в середине 19 века высотой 9,5м и назван в честь графа Воронцова. Потом его перенесли с Карантинного мола на мыс Форос.

Позднее построили внешнерейдовый мол, и в голове этого мола в 1888 году был установлен 17, 5-метровый конусообразный маяк, который взорвали в 1941 году при отступлении Красной армии. Нынешний маяк молодой, его построили осенью 1954 года. Башня его диаметром 5 метров состоит из чугунных шахтных тюбингов весом в полтонны, скреплена болтами и покоится на основании, толщина стен которого 4,5 метра. Основание, построенное в 1888 году, сохранилось от предыдущего маяка. Внизу аппаратная, дизельная, управление световыми, радио-, звуковыми сигналами автоматическое. При необходимости включается аварийный светильник, в тумане работает звуковой сигнал - наутофон. Все это происходит под строгим контролем с берега и обеспечивает высокую степень надежности мореплавания.

С моря надвигается полумрак, панорама города озаряется тысячами огней. Я подумал, что многие одесситы позавидовали бы мне сейчас: ведь я прикасаюсь к вращающимся линзам маяка, а они буквально ослепляют меня размноженным сиянием красного света. Недавно под нами прошел огромный грузовой теплоход. За ним в порт промчался белый нарядный катер, похожий сверху на живописную комету с белым пушистым хвостом.

- Глубоки ли наши морские ворота, какой они ширины, все ли суда могут зайти к нам порт?
- Ширина - около 400 метров, а глубина на фарватере - 14 метров. Стотысячники остаются на рейде, у них осадка 17 метров.
- Какой ветер в Одесском заливе господствующий, часто ли были у нас штормы в 12 баллов?
- Северо-восточный. 12 баллов не наблюдалось. Глубокой осенью 1961 года был шторм в 10 баллов. Когда мы пришли сюда после него, то обнаружили большую аварию. Выбило двери, иллюминаторы, вода залила маяк более метра. Вышли из строя все приборы внизу и аккумуляторы. Маяк долго не светил. Грустный момент в его жизни. Однако сейчас все в порядке.
Под нами с одной стороны зеленое Черное море, с другой - отделенная тонкой лентой брекватера акватория одесского порта. Здесь грузились в старину парусники. Они изображены на многочисленных старинных гравюрах, где панорама молодой Одессы с моря рисовалась, вероятно, с места, где мы находимся.

- Восходы солнца над морем, панорама вечернего порта, разноцветные корабли, краны - классический пейзаж для современного художника. Привычна ли Вам такая романтика?
- Кроме высоких чувств есть обязанности: наблюдать за буями и сигнальными огнями. А восходы и заходы фиксируешь, контролируя включение и выключение светильника на маяке.

- Палуба, клотик, трапы, да и море буквально вокруг нас. Какова морская этика маячника?

- Этика, независимо от погоды и времени года, простая и жесткая, как морская волна. Все вверенные мне приборы и механизмы должны работать бесперебойно и соответствовать строгим правилам безопасности мореплавания. В этом наша морская и служебная этика.
Иван Тимофеевич, рассказывая о своей нелегкой службе, прикасается к многочисленным механизмам и приборам, внутренним чугунным стенам, а у меня появляется чувство, что маяк с его белоснежной башней, мигающей лампой-глазом и красной круглой крышей, массивным основанием - живое существо, огромное, умное и доброе, только, наверное, очень одинокое среди бушующих волн.
Красный луч его светит в ночи добром в любую погоду, беря под защиту морского странника и гостеприимно отворяя перед ним свои морские ворота.
Начальник Воронцовского маяка Иван Тимофеевич Цихович надевает форменную фуражку и открывает дверь на нижнюю палубу. Изнутри раздаются радиопозывные маяка «В…Р», что означает - Воронцовский. Они звучат в эфире общей группы маяков каждые 6 минут на частоте 309, 5 килогерц. Одесса ждет очередного заморского гостя.

Александр АЗАРЬЕВ
Фото Анатолия ВЕНГРУКА
 «Моряк Украины», № 18 от 8.05.2019-го

Навигация, Одесский морской торговый порт, Морские истории, Маяки

Previous post Next post
Up