Глобальное судостроение в первом квартале 2019

May 13, 2019 07:42



На судостроительных верфях мира в первом квартале было размещено заказов общим объемом в 81 млн GT - такие низкие объемы новостроя за сравнимый период не заказывали с 2004 года.  Структура судостроения изменилась за последние 10 лет. Темпы размещения заказов на строительство нового тоннажа снизились до самого низкого уровня за последние 15 лет уровня. Вполне объяснимая динамика: судовладельцы пытаются бороться доступными средствами с избытком мощностей, держащим фрахтовые ставки значительно ниже уровня безубыточности.

По данным на вторую половину апреля 2019 года, на судостроительных верфях мира в первом квартале было размещено заказов общим объемом в 81 млн GT - отрицательный рекорд, такие низкие объемы новостроя за сравнимый период не заказывали с 2004 года. Об этом сообщает Clarksons PLC в отчете, цитируемом Wall Street Journal. «Мировое портфолио судостроительных заказов сократилось до самых низких значений с самых ранних этапов судостроительного бума», - говорит в отчете Джордж Уорнер из Clarksons Research. Имеется в виду судостроительный бум, приведший к нынешнему переизбытку мощностей, и начавшийся действительно 15 лет назад.

10 лет тому назад танкеры и балкерные суда составляли две трети мирового портфолио, сообщает Clarksons. Однако в этом году их суммарная доля сократилась до 42%. Связано это с волатильностью рынка сырьевых перевозок и переменами в модели глобального энергопотребления - сегодня океанскими судами перевозится значительно меньше угля, в частности. При этом суда, предназначенные для перевозок сжиженного природного газа, составляют теперь значительную часть заказов. Всего заказов на строительство LNG-танкеров сегодня насчитывается 141, и это 13% глобального портфолио (в валовых регистровых тоннах). Десять лет назад их доля равнялась всего 2% портфолио, говорит Уорнер. Рынок LNG процветает, в первую очередь, благодаря дальневосточным странам, Японии, Китаю и Южной Корее, а также Индии - все в больше степени предпочитающим газ углю при производстве электроэнергии и для отопления.

Рынки перевозок LNG, добавим, поддерживаются за счет растущего американского экспорта. Сегодня стоимость производства сжиженного газа в США в среднем на треть ниже, чем в странах-конкурентах, в частности, в России и на Ближнем Востоке.

Значительную долю глобального портфолио составляют сегодня заказы на строительство круизных судов - приблизительно 12% (в сравнении с 2% 10 лет назад), в соответствии с отчетом Clarksons.

Сокращение количества размещенных заказов, разумеется, нанесло ущерб судостроительным верфям в крупных судостроительных центрах Южной Кореи, Китая и Японии, где власти рассматривают возможность закрытия некоторых производств, консолидации предприятий и разрабатывают другие стратегии для поддержания прибыльной промышленной деятельности.

По данным брокера Banchero Costa, в первом квартале этого года было заказано всего лишь около 4,5 млн валовых тонн новых нефтеналивных танкеров - по сравнению с 5,13 млн тонн за сравнимый период 2018 года. Всего к концу марта было заказано 18 танкеров.

При этом темпы размещения новых заказов на строительство танкеров для перевозки LNG оставались высокими, согласно данным DNB Markets, судоверфи мира получили 13 таких заказов. «Если экстраполировать данную цифру на весь год, можно ожидать, что всего новых заказов будет размещено 52. Что несколько меньше, чем в 2018 году (66), но намного больше, чем в 2017 году (14) и в 2016 году (всего 8)», - пишет аналитик DNB Markets Николай Дивик в отчете.

Китайские судоверфи сохраняют лидерство

Согласно данным, опубликованным британским аналитическим агентством Clarkson Research Services, больше всего заказов для своей судостроительной промышленности в первом квартале этого года получил Китай, за которым следуют Южная Корея и Италия.

Исследование показывает, что китайские судоверфи за первые три месяца года аккумулировали заказы на строительство 35 судов общим объемом в 2,58 млн CGT (компенсированного валового регистрового тоннажа), что составляет 45% пополнения глобального портфолио в первом квартале. Новые судостроительные заказы для южнокорейских верфей насчитывают на конец апреля 24 единицы общим объемом 1,62 млн CGT. На третьем месте судостроители Италии - 10 судов общим объемом строительства 780 тыс. CGT. Эти две страны в первом квартале года «откусили» от общемирового судостроительного пирога доли, равные 28% и 14% соответственно.

К удивлению аналитиков, Япония, традиционно замыкающая тройку лидеров мирового судостроения, в первом квартале 2019 года осталась на четвертом месте с 20 судами (объем строительства составляет 470 тыс. CGT), и это всего 8% новых заказов.

С января по март Китай лишь в феврале уступил Южной Корее по количеству размещенных заказов на новострой.

Всего на судоверфях мира за указанный период было размещено 196 заказов на новый тоннаж объемом в 5,73 млн CGT, что на 42% меньше объема строительства прошлого года за сравнимый период (9,96 CGT).

Если говорить о тройке мировых лидеров по объему портфолио, то она не меняется уже несколько лет. На сегодняшний день первое место по-прежнему занимают судостроители Китая, которым предстоит сдать заказчикам 29,92 млн CGT, вслед за ними идут южнокорейцы и японцы - 21,33 млн CGT и 14,18 млн CGT соответственно.

Напомним, что китайские судостроители впервые сместили с первого места в мире своих южнокорейских конкурентов (по количеству размещенных заказов) еще в 2012 году.

Марк Шевченко

Судостороение, Верфи

Previous post Next post
Up