Почему Украина останется в черном списке Парижского меморандума

Apr 24, 2019 10:12

В 2018 году Украина оказалась в черном списке Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов, заняв 67-е из 73-х мест. Это событие очень убедительно сигнализирует о состоянии дел в морской отрасли.
Вкратце, попадание нашей страны в черной список говорит о том, что на судах под украинским флагом не соблюдаются основополагающие международные морские конвенции, такие как МАРПОЛ 73/78, СОЛАС-74, ПДНВ, а также иные международные требования в области мореплавания.
За соответствие судов требованиям международных соглашений в каждой стране отвечает Морская администрация, которая напрямую либо через уполномоченные классификационные общества осуществляет технический и конвенционный надзор за судами под своим флагом.
Поэтому запуск в 2018 году Морской администрации, функции которой в разные годы выполнялись различными госструктурами, был воспринят как одно из важнейших событий в морской отрасли.

Однако то, что произошло дальше, говорит о том, что создавалась Морадминистрация отнюдь не для соблюдения Украиной международных обязательств в области мореплавания.
Вместо того, чтобы всерьез взяться за реформы, которые назрели уже много лет назад, Морская администрация, судя по всему, нацелилась в следующем году согнать с нагретого 73-го места черного списка Республику Конго.
Сегодня этому всячески способствует руководитель Морадминистрации Дмитрий Петренко. Очень быстро победитель конкурса на эту должность завоевал славу одного из самых одиозных государственных менеджеров в морской отрасли. Правовой нигилизм, абсолютная некомпетентность и неспособность слышать окружающих привели к тому, что морская отрасль оказалась на грани коллапса, а гордое название Морская администрация сократили до презрительного МорАД.
Итак, какие конкретные действия помешают нам выйти из черного списка Парижского меморандума?

С недавних пор в морских портах Украины наряду с действующими капитанами портов, назначенными приказами Мининфраструктуры в соответствии со ст.77 КТМ, представлены также «капитаны портов», назначенные приказом Морской администрации по результатам конкурса, проведенного самой же Морской администрацией (!). Несмотря на явное грубейшее нарушение не только КТМ, но и главного Закона страны, Мининфраструктуры никак не реагирует на происходящее, а министр бодро и гордо разносит почту по селам Киевской области. Здесь остается надеяться на то, что конкурс будет признан незаконным в судебном порядке - Морская палата уже обратилась в суд с требованием отменить результаты проведенного конкурса.

В начале марта дипломно-паспортные отделы капитаний портов были отключены от электронной базы Инспекции по дипломированию моряков, что сделало невозможным выдачу морских документов. Позднее все бланки были переданы в главный офис ГП «АМПУ», а оттуда - в Морскую администрацию.
Выдавать документы морякам в начале апреля начали дипломно-паспортные отделы в составе Морской администрации. И все документы подписывают неназначенные капитаны портов, что автоматически делает эти документы нелегитимными, так что в ближайшее время эта государственная афера принесет нашим морякам немало проблем.
При этом Морская администрация ликвидировала большинство тренажерных центров, а оставшиеся стали полностью ей подконтрольны как в организационных, так и в финансовых вопросах. Кроме того, в начале года цены на услуги всех этих центров одновременно выросли в пять раз (при том, что формально центры остаются в частных руках, а цены государством не регулируются).

И наконец - запуск Морадминистрацией госпредприятия «Морречсервис», которое предлагает морским агентам подписать договор (в форме присоединения), по которому оно за плату будет предоставлять услуги по оформлению прихода и отхода судов. При этом, в соответствии со ст. 78 КТМ, оформление прихода и отхода судов осуществляется капитаном морского порта. В настоящее время Ассоциация морских агентов готовит письма руководителям Морадминистрации и ГП «Морречсервис» с требованием прекратить нарушение законодательства.

Все это в комплексе и приводит к потере Украиной репутации на международном рынке и оборачивается проблемами для отрасли.
Морское сообщество чувствует себя обманутым. Украина долгие годы шла к созданию Морской администрации, которая необходима любой морской стране, и ее создание было встречено с большим воодушевлением. Однако назначение руководителем человека с поддельными документами, без опыта работы и необходимой квалификации, превратило большое воодушевление в горькое разочарование.  
Остается надеяться, что временщики-схемщики покинут государственную службу, а нашей отраслью наконец займутся компетентные и порядочные менеджеры. Нет никаких сомнений, что в таком случае Украина за 2-3 года выберется из позорного черного списка.

Иван НИЯКИЙ, вице-президент Морской палаты Украины

Конвенции, Международные структуры, Работа в море

Previous post Next post
Up